Альфа-Банк

Михаил Ковалёв: «В условиях кризиса сохранить капитал невозможно. Но можно – приумножить»

kovalevПока политики и экономисты спорят, достиг ли мировой кризис «дна», многие компании вполне приспособились к кризису психологически и организационно – и уже готовы выстраивать осмысленную стратегию в расчете на пост-кризисный период. Как предприятиям сегодня распорядиться своими ресурсами? Мнением с читателями «A-Блога» делится один из ведущих экономических экспертов Беларуси, декан экономического факультета БГУ, профессор Михаил Ковалёв.

– Михаил Михайлович, сегодня многие предприятия урезали зарплаты сотрудникам, сократили другие расходы – и, сведя концы с концами, обнаружили, фигурально выражаясь, свободную копейку. Как с ней поступить?

– Меня нередко спрашивают руководители компаний: как сберечь деньги во время кризиса? Я отвечаю: если вы так ставите вопрос – значит, плакали ваши денежки. Кризис – это процесс, в котором сильные становятся сильнее, а слабые – слабее. Сильные – это те, кто бежит, чтобы идти – и, вопреки рыночной конъюнктуре, заставляет деньги работать. Слабые – те, кто стоит на месте, когда нужно бежать. Если вы не видите другого способа использовать свои деньги, кроме как отнести их в банк или на биржу – то какой вы после этого бизнесмен? Вы перекладываете свою ответственность, инициативу на других. На нашем факультете мы не первый год читаем студентам курс «Корпоративное управление», в котором красной нитью проходит мысль: наилучший способ сохранить ресурсы предприятия – это вкладывать их в развитие и в новые проекты. Кризис, как ни парадоксально, это оптимальное время для новых проектов: рынок очищается для новых потребностей, идей, игроков. Если покопаться в истории, то можно обнаружить, что многие лидеры мирового рынка – General Electric, Hewlett-Packard, Microsoft, MTV Networks и др. – выходили на рынок с новыми идеями, товарами именно в кризисные периоды, и с успехом использовали это время для роста. Не упустите свой шанс.

– Но, согласитесь: кризис – это и время рисков, в условиях которых выживет далеко не всякая бизнес-идея. Какие отрасли, на ваш взгляд, сегодня наиболее предпочтительны для инвестиций?

– Я глубоко убежден, что в пост-кризисном будущем экономика Беларуси может – и должна – базироваться на трех столпах: логистика, информационные технологии и производство продуктов питания. Судите сами. Несмотря на резкое сокращение IT-расходов корпораций всего мира, белорусская отрасль оффшорного программирования, сосредоточенная в Парке высоких технологий «Инфопарке», по итогам 2008 года удвоила свои доходы, экспорт достиг – $160 млн. Транзит грузов, пассажиров, информации по оптоволокну даже в кризис не падает. Иранские бизнесмены совместно с Deutsche Bahn заложили под Минском крупнейший в Европе логистический центр «PRILESIE». А пищевая промышленность, на фоне падения многих других отраслей, показала в январе-феврале 2009 года пусть и небольшой, двухпроцентный – но рост. Жесткая проверка кризисом доказывает жизнеспособность этих отраслей – следовательно, на них следует делать ставку и в дальнейшем. Это – наши естественные ниши, к которым Беларусь предрасположена, видимо, в силу особенностей своего человеческого потенциала, истории, географии. В свое время многие упрекали государство за денежные вливания и «тепличные» условия, которые оно создавало для отечественного агропрома. Но эти усилия дали-таки отдачу! Все опросы показывают, что в конкуренции отечественного и импортного, белорусское население отдает предпочтение только отечественным продуктам питания. Появилось множество сильных брендов, завоевавших белорусского потребителя не только ценой, но и качеством, и имеющих огромный экспортный потенциал. В то же время аналогичные средства, закаченные в легкую промышленность, принесли практически нулевой результат. Значит, одежда и обувь – это не совсем «наша» специализация в мировом разделении труда. Отдельные исключения, вроде «Милавицы» с ее великолепно поставленным менеджментом, лишь подчеркивают это правило. К развитию IT и агро-пищепрома нашу страну толкают и мировые тенденции. Информационные технологии – основа постиндустриальной экономики, на рельсы которой вслед за Америкой переходит весь мир. А долгосрочный рост мирового рынка продовольствия – гарантирован ростом населения до 10 млрд в 2050 году. Кроме того, наряду с «золотым миллиардом» появилось три «серебряных» миллиарда в Китае и Юго-Восточной Азии.

– Что делать инвесторам, чьи интересы далеки от логистики и производства программных и пищевых продуктов?

– Тут принцип один: быть ближе к конечному потребителю. В прямом и переносном смысле. С одной стороны, у производителей потребительских товаров с каждым годом будет больше перспектив. С другой стороны, чем бы ни занимались, вам нужно развивать маркетинг. Очень многие отечественные предприятия начали свои «антикризисные программы» с сокращения затрат на маркетинг. Хотя следовало бы поступить наоборот: когда вы точно знаете, какой товар будет востребован рынком – деньги на его производство обязательно находятся, за счет внешних либо внутренних ресурсов. Что касается таких отраслей, как машиностроение, то их удельный вес в экономике Беларуси будет неизбежно снижаться. Машиностроителям следует почаще ставить себя на место своих клиентов – а интерес компаний, работающих на конечных потребителей, очевиден. В пост-кризисном мире доступ к пирамиде из «дешевых денег», вероятнее всего, будет ограничен, поэтому спросом будет пользоваться производственное оборудование, которое можно пореже менять, но почаще перенастраивать под самые неожиданные запросы, «продиктованные» конечным потребителем.


Вы должны войти чтобы оставить комментарий.