Альфа-Банк

Михаил Фридман: «Когда деньги дорожают — бизнесмены умнеют»

Опытом работы в условиях мирового экономического кризиса с читателями А-Блога делится финансовый директор компании «Евроопт» Михаил Фридман.

Михаил Фридман

— Михаил Олегович, сегодня каждый вынужден быть прогнозистом, а для деловых людей прогнозы стали своего рода визитной карточкой. Когда, по-вашему, закончится кризис?

— Правильнее говорить об окончании последствий кризиса. По моим оценкам, Беларусь вернется на докризисный уровень через три-четыре года. Что касается «дна» кризиса, которое все ищут, то Беларусь его достигнет с отставанием от России на два-четыре месяца: этот временной лаг прослеживается во многих экономических процессах. Если российская экономика, как ожидается, нащупает дно в июле, то белорусская — в сентябре—ноябре, а подъем начнется к концу года. Вообще, лично я в своих бизнес-прогнозах ориентируюсь на состояние рынка недвижимости — это универсальная «лакмусовая бумажка» рынка в целом. Когда цены на жилье упадут до реального уровня (а пока что его владельцы несут убытки в надежде, что спрос вернется на прежний, переоцененный уровень) — это будет свидетельствовать об устранении неких дисбалансов в экономике и достижении дна кризиса. Уже сейчас в минских спальных районах можно встретить предложения по цене $950 за квадратный метр. И это не предел. Предел — $600.

— Какие особенности вашей компании, сложившиеся в прошлые годы, помогают ей сегодня?

— Концепция компании «Евроопт» — построение сети дискаунтеров, предлагающих ограниченный набор ходовых и качественных продуктов питания по максимально низким ценам. Пока что кризис влияет на наш бизнес положительно: агрессивная ценовая политика даже в нынешних условиях позволяет компании наращивать обороты. Ведь о чем сегодня спрашивает себя большинство покупателей? «Гдя я могу купить дешевле качественный товар», — именно так, потому что от привычного уровня качества люди пока не готовы отказаться. Таким образом, практика показала, что построение сети дискаунтеров — сегодня один из наиболее правильных путей развития ритейла.

— Насколько в вашем бизнесе вырос удельный вес денег?

— Судите сами. Если в июне—августе прошлого года владелец магазина мог привлечь белорусские рубли под 13–16% годовых, то сегодня — под 22–30%, в зависимости от банка, обеспечения кредита, скорости решения вопроса и т. д. Округленно, деньги подорожали на 70–100% — но и по такой цене получить финансовые ресурсы, особенно в белорусских рублях, все равно очень сложно.

— Как в этих условиях меняется финансовая ментальность белорусских бизнесменов?

— Прежде многие компании развивались, не считаясь с попутными денежными потерями и не задумываясь, как будут отдавать заемные ресурсы. Сегодня так работать стало невозможно и, я уверен, привычка делать бизнес «на авось» не вернется и после кризиса. Я бы сказал больше: рынок восстановится не раньше, чем научится считать деньги.

— Какие антикризисные рецепты и финансовые инструменты вы порекомендуете своим коллегам?

— Инструменты — традиционные, в частности, то же кредитование. Достаточно интересными инструментами я также считаю лизинговые операции, тем более что лизинг пока ещё дешевле, чем кредит. Но, в первую голову, нужно однозначно выбрать модель рыночного поведения: либо выживание, либо развитие (промежуточные варианты повышают риск разорения). Тем, кто выбрал стратегию выживания, обращаться за кредитами нет смысла: поскольку доходная часть не обеспечена — ни банк, ни вы сами не можете быть уверены, что вернете деньги. Такая компания просто должна вывести свой cash flow из «минуса»: объективно спрогнозировать доходную часть и подчистить затратную: перераспределить ресурсы, сократить фонд зарплаты, который в любой компании занимает значительную долю расходов. Если нужно — уволить лишних людей, а также «дорогих» топов: с задачей поддержания процессов на плаву справятся менее квалифицированные специалисты. Что касается компаний, выбравших стратегию развития, то для них самое важное — заново открыть для себя свой рынок, понять, что нужно потребителю. Ясные ответы на вопросы: для кого и как работать — это сегодня самый важный ресурс. Благо, в Беларуси в последнее время появились банки, предпочитающие пассивной политике «выжимания соков» из кредиторов активную политику сотрудничества с клиентами. И если ваша стратегия развития прозрачна и логична, то ваша компания даже при нынешнем дефиците денег может рассчитывать на относительно дешевые ресурсы. На мой взгляд, сотрудничество развивающихся компаний с банками, которые активно взаимодействуют с клиентами, и вытянет экономику из кризиса.


26.05.2009  
a     Один комментарий  

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

Обсуждение

  1. Вадим

    «Справедливый» уровень цены на недвижимость (жилье) в Минске скорее даже менее 600$/м (учитывая качество). Однако показатели производительности труда и структура издержек наших строительных предприятий не позволяет им выходить на этот уровень. Ведь не секрет, что средняя производительность труда в индустриальных отраслях на постсоветском пространстве ниже в 3-5 раз аналогичных показателей в США (прежде всего), Японии, Европе.