Альфа-Банк

Олег Силявский: «Не деньги делают деньги, а люди»

Олег СелявскийКакие практические уроки диктует мировой кризис белорусскому бизнесу? Свой взгляд предлагает бизнес-консультант и коуч, старший партнер консалтинговой компании «Практикум», Олег Силявский.

– Олег Николаевич, что, на ваш взгляд, отечественным бизнесменам следует изменить в своем отношении к кризису и к собственному бизнесу – чтобы выжить и развиваться?


– Сужу по собственному опыту и опыту своих клиентов: в любой ситуации, и благополучной, и критической, соотношение проблем и возможностей составляет примерно пятьдесят на пятьдесят. Возможностей даже чуть-чуть больше. Отсюда вывод: важны не обстоятельства, в которых тебе приходится действовать – это лишь фон. Важно, кто ты есть и что ты делаешь. Многие сегодня штудируют аналитические прогнозы, пытаясь угадать между строк: когда ситуация вернется на круги своя? И тем самым по привычке перекладывают ответственность на внешние обстоятельства. Если хотите блага своему бизнесу, решите для себя раз и навсегда: мир изменился и никогда уже не будет прежним. Действуйте в той ситуации, которая имеется. Начните с изменения своего восприятия времени. Пока ваши конкуренты «застревают» в будущем или прошлом – живите здесь и сейчас. Как можно чаще спрашивайте себя: что несет данная ситуация мне и моему бизнесу? Какую выгоду я могу извлечь сию секунду? Кризис «отменил» или поставил под сомнение многие «книжные» бизнес-технологии. Но у вас под рукой всегда остается мощный инструмент – собственная интуиция. Полагаясь на свое чутье, многие мои клиенты во времена дефолта и внутрикорпоративных кризисов находили неординарные решения, которые обеспечивали им успех. Пусть вас вдохновляет пример таких бизнесменов, как основатель «Сони» Акира Морита. По всем опросам выходило, что 95% потребителей никогда не будут покупать плееры, однако Морита отвечал исследователям: «А я верю, что будут – я так чувствую». И оказался прав. А если не хватает своей интуиции, есть методы, позволяющие найти решения в самых трудных ситуациях: стратегический консалтинг, информационно-аналитические комплексы, коучинг.

– Какие организационные изменения должны произойти в компаниях?


– Независимо от размера, компании должны стать более гибкими и мобильными. Фигурально выражаясь, переехать из «средневековых замков» с толстыми стенами и глубокими рвами в «шатры кочевников». Бывая в компаниях, я часто вижу, что многие их сотрудники работают с 20-процентным КПД. Нет, они не бездельничают – они с фантастической изобретательностью имитируют работу. Избавьтесь от ненужных иерархических звеньев и бизнес-процессов, замените пятерых имитаторов одним полноценным работником и дайте ему двойную зарплату (вам останется еще три). В итоге получите эффективную, мобильную команду, с которой не только переживете кризис, но и выйдете из него одним из лидеров рынка. Только не следует тогда возвращаться к старым корпоративным моделям и снова обрастать «жирком». Примите кризис как подсказку: какой должна стать – и остаться навсегда – моя компания… Многим бизнесам я бы также порекомендовал перебраться в интернет, полностью или частично. Конечно, этот совет подойдет не всем, но, по моим оценкам, 40–50% компаний могли бы перенести в интернет по крайней мере часть бизнеса, либо маркетинг. Представьте магазинчик, который платит за аренду в центре Минска 3000 евро. Эту же сумму его владелец может один раз потратить на создание интернет-магазина, резко снизить издержки, избавиться от хлопот, связанных с визитами санстанции, пожарников и т.д. – и построить еще более эффективную систему продаж, чем раньше.

– Как должно измениться отношение бизнеса к деньгам?

– Причина кризиса очевидна: в какой-то момент как на макро- так и на микро-уровне все впали в иллюзию, что деньги могут делать деньги. В итоге на грани банкротства оказались как целые государства (вспомним пример Исландии), так и отдельные предприятия. Теперь приходит понимание: источником денег может быть только полезный, востребованный продукт: товар, услуга либо интеллектуальная собственность с большой добавленной стоимостью. Кризис потому и оказался таким тяжелым, что большое количество денег было не обеспечено полезными продуктами… Однако компаниям и банкам не следует впадать в другую крайность и ждать, пока количество денег и товаров уравновесится. Деньги имеют сущностное свойство: они должны двигаться, течь. Нельзя допускать остановки денежного потока: велик риск, что вы не сможете его запустить заново. Деньгам нужно позволить течь, даже если предприятие работает с нулевой или, какое-то время, отрицательной прибылью. С этой точки зрения можно только приветствовать банки, продолжающие активно искать и поддерживать жизнеспособные предприятия и проекты. Мне кажется, Национальный банк РБ должен максимально стимулировать такое поведение банков.


Вы должны войти чтобы оставить комментарий.