Альфа-Банк

Виталий Татаров: «Не сокращать зарплату, а повышать требования к сотрудникам»

Виталий Татаров

Опытом работы в условиях мирового экономического кризиса делится первый заместитель директора гипермаркета BIGZZ Виталий Татаров.

«Держим удар»
– Белорусский продовольственный ритейл пострадал от кризиса значительно меньше других отраслей экономики, – говорит Виталий Владимирович. – Оборот гипермаркета BIGZZ в белорусских рублях даже вырос с начала года – на фоне падения розничного товарооборота республики на 16%. Выросло у нас и общее количество чеков. Так что кризис лишний раз подтвердил востребованность наших услуг у покупателей. Что нам сегодня мешает работать прибыльно – так это сложившаяся в стране порочная традиция привязывать арендные ставки к евро или к доллару. Для торговых предприятий не делается исключения, хотя весь свой доход мы зарабатываем в национальной валюте. Из-за этой статьи издержек нам пришлось воздержаться в нынешнем году от традиционного повышения заработной платы.

Персонал
В то же время мы не пошли по пути сокращения зарплат: этот популярный сегодня способ оптимизации бизнеса я не считаю правильным. Гораздо полезнее повышать количественные и качественные требования к персоналу. Отдачу от этого я уже чувствую: люди мобилизовались, текучесть кадров по сравнению с прошлым годом сократилась вдвое, дисциплина выросла. И, что я считаю особенно важным, «снизу» сейчас поступает намного больше инициатив по снижению издержек, чем «сверху». Например, наши специалисты предложили новую технологию утилизации тепла от холодильных установок. Раньше холодильники «обогревали» улицу – сейчас вырабатываемое ими тепло используется для подогрева горячей воды. Каждый месяц на этом экономится 10 миллионов рублей. Установка окупится за 6–8 месяцев. Есть и другие примеры экономии: благо, в торговле, на мой взгляд, практически любой процесс переживет сокращение издержек на 10% без ущерба для конечного результата.

Поставщики
От девальвации пострадал целый ряд фирм-импортеров. Некоторые компании были вынуждены прервать с нами сотрудничество и переключиться на рыночную торговлю с ее более коротким плечом «товар-деньги». С оставшимися поставщиками мы выстраиваем более прозрачные отношения, налаживаем тесную обратную связь. Наша компания внедрила специальную форму отчетности по качеству товаров и услуг, предоставляемых поставщиками. Теперь стратегические поставщики получают полную информацию обо всех наших претензиях – и могут исправить свои недочеты прежде, чем мы прервем с ними отношения.

Покупатели
Отношения с потребителями мы строим не только через товарный ассортимент, но и через способ продажи: выкладку товара, культуру обслуживания. Конечный продукт – не просто товар на полках, а товар плюс улыбка плюс удобство обслуживания, плюс реальная удовлетворенность покупателя. По этим критериям и оценивается работа отделов.
На ряд товарных групп мы установили минимальную наценку: от 0% до 10%, – стараясь уложить в эти 10% и товарообеспечение, и сопровождение, и сертификацию. Если пересчитать цены на основной импортный ассортимент в долларах, то сегодня цены на многие товары существенно ниже, чем в прошлом году. Конечно, не в ущерб качеству обслуживания и товара. Как показывают опросы наших посетителей, мы по-прежнему оправдываем их ожидания.

Финансы
Впервые за последние два года нам пришлось взять короткий кредит на три месяца – чтобы рассчитаться за летную коллекцию, заказанную еще в мае 2008, когда серьезных сигналов о надвигающемся кризисе не было. Несмотря на рост стоимости кредитных ресурсов, убытки от невыполнения обязательств перед поставщиком превысили бы затраты по банковским процентам в шесть раз. Других потребностей в кредитных ресурсах у нашего предприятия не предвидится.
Вполне понимаю позицию банков, которые закладывают в процентные ставки возросшие финансовые риски. Единственно разумная реакция предприятий: стать для банков более прозрачными. Причем важна не только полнота статистических и аудиторских отчетов: сами отчеты должны ориентированы на банковских специалистов, а любое недопонимание нужно тут же снимать с помощью дополнительной информации. И самое важное: предприятие должно четко объяснить банку, как оно собирается распорядиться своим основным активом, будь то эффективная команда, уникальная технология, мощный стратегический партнер или узнаваемый бренд.


Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

Обсуждение

  1. LerImmure

    Круто. Добавлю блог в избранное и друзьям посовету. Ждите новых читателей :)

  2. Smeklykeeve

    Подписался на Ваш блог, а в рсс какие-то закорючки. Проверьтке кодировку чтоль.