Альфа-Банк

Что такое «нужная информация» и как её найти

Сергей СкороходСегодня многие компании в Беларуси считают важным тщательно отслеживать информационное пространство, в котором работают. В тяжёлые времена необходимо быть всесторонне осведомлённым, чтобы в определённый момент быстро и точно принять правильное решение.

Кроме того, значимость своевременного мониторинга и анализа информационного поля повышается прямо пропорционально росту конкуренции и степени открытости тех или иных сегментов рынка.

«Однако сбор и анализ необходимых сведений в нашей стране — задача достаточно непривычная для большинства белорусских компаний, отмечает руководитель проекта Marketing.by. Сергей Скороход — эксперт в области новых медиа и PR, — раньше бизнес рос как бы сам по себе, но грянул кризис и сразу перед руководителями многих крупных предприятий встали новые непривычные задачи, в том числе и информационные».

A-Блог: Какие информационные продукты сегодня могут быть полезны компаниям, работающим на белорусском рынке?

C.C: Слухи и информация, приходящая от конкурентов, партнёров, коллег и в результате прочей профессиональной деятельности, наверное, самый дешёвый продукт. Иногда он вполне объективен. Но строить бизнес только на его основе — неправильно. Существуют ещё собственно СМИ, информагентства, специализированные информационные ресурсы, пресс-службы, PR-агентства, наконец. У них гораздо больше информации, а главное — самих источников. Вопрос лишь в их глубине и надёжности. К информационным продуктам я отнесу новостные ленты информагентств, аналитические отчёты, мониторинги, тематические сборники информации по различным вопросам.

Что касается полезности, то для каждой конкретной компании необходимо то или иное сочетание методов, способов и инструментов. Прежде всего потому, что в разных сегментах и отраслях экономики существует своя специфика и особенности получения и анализа бизнес-информации. Сегодня понятно одно — в современных условиях без оперативной информации компания не может вести полноценную деятельность и динамично развиваться.

A-Блог: Как сегодня решают компании свои информационные проблемы?

C.C: Крупные предприятия как правило содержат в своём штате специалистов или отделы по сбору и анализу бизнес-информации. Небольшие фирмы обычно прибегают к услугам сторонних организации. Благодаря этому в стране может начать развиваться соответствующая инфраструктура, призванная удовлетворить растущий спрос.

На бурный рост даже в сегодняшней непростой ситуации рассчитывать не приходится.

Это касается не только такой узкой сферы, как работа с информацией. Все что связано с производством интеллектуального продукта в нашей стране, на мой взгляд, пока недооценено и по-прежнему считается второстепенным. Я соглашусь с тем, что у нас нет школы и условий для развития этого продукта до мирового уровня, но с другой стороны, есть достаточно интересные прецеденты, которые могут положить начало чему-то значимому и перспективному.

A-Блог: Готовы ли белорусские заказчики платить за хороший информационный продукт отечественного производства.

C.C: Я бы сказал так: наверное — ДА. Собственники бизнеса, топ-менеджеры в общей массе пока ещё не до конца понимают важности информационной составляющей в выстраивании бизнес-процессов. Вторая проблема — низкая квалификация сотрудников компании, которые обязаны работать с этой информацией и правильно её интерпретировать, с учётом стратегических целей развития компании.

С другой стороны и производители этого информационного продукта не всегда умеют, что называется, правильно представить товар.

И тем не менее тенденция такова, что уровень информационного и креативного продукта, произведённого в Беларуси, постепенно растёт. Главное, чтобы потенциальные потребители этого продукта нашли в себе смелость выбрать, отечественного производителя.

Следует отметить, что в соседних странах бизнес-аналитика давно и успешно продаётся, в том числе и в розницу. Это значит, что средства, затраченные на производство того или иного информационного продукта (исследования, опроса, мониторинга и пр.) компенсируются за счёт продажи определённого количества его копий. Это позволяет значительно уменьшить цену для конечного потребителя. Наша проблема в том, что все делается исключительно под заказ для одного конкретного клиента. Хотя некоторые прецеденты в сфере производства продуктов в розницу все же есть.

Хочется также отметить, что белорусские компании, осознавая важность всего информационного комплекса для выстраивания и корректировки своей стратегии, проявляют определённую скупость, отказываясь, по их мнению от «не очень важных составляющих». В результате получается неполноценный, недоделанный продукт — применить его в реальной экономической практике со 100%-й пользой невозможно. Итог — зря потраченные деньги, потеря рыночных позиций и дополнительные (гораздо большие) затраты на корректировку деятельности компании.

A-Блог: Так в чем все-таки главная причина такой ситуации?

С.С: Корни проблемы, с моей точки зрения, кроются в низкой деловой культуре отечественных предпринимателей, недостаточно профессиональном подходе, неразвитости самого рынка. Кроме того, играет свою негативную роль коммуникативная закрытость белорусского бизнес-социума. К примеру, в большинстве российских деловых изданий можно встретить компетентные высказывания от первого лица Топ-менеджеров ведущих компаний, чиновников занимающих ключевые посты, независимых аналитиков, которые не стесняются высказывать свои точку зрения и оценки. Наши VIP-персоны своим правом на личное мнение предпочитают вообще не пользоваться.

A-Блог: Каковы перспективы?

С.С: Я бы сказал кратко: пока у нас в экономике будет господствовать советский стиль ведения дел, то проблемы на рынке информационных услуг будут. Только в открытой экономике возможен полноценный оборот информации.

Однако динамичное развитие интернета и новых медиа не позволит этой ситуации существовать долго. Этот канал коммуникаций сегодня является локомотивом не только рынка информационных услуг, но и других сегментов экономики и отраслей. По данным Минторга, даже белорусские производственные гиганты уже активно пошли в интернет.


Вы должны войти чтобы оставить комментарий.