Альфа-Банк

Владимир Усосский. Взгляд ученого на межбанковский рынок и банковскую систему Беларуси. Часть II

Владимир УсосскийНаращивание внешних заимствований привело к тому, что валовой внешний долг на 1.01.2009 г. достиг 15,152 млрд. долларов, на 1.04.2009 г. он стал 16,322 млрд. долларов. Кстати совокупный внешний долг Беларуси на 1.01.2006 г. составлял 5,128 млрд. долларов, а на 1.01.2007 г. — 6,786 млрд. долларов. На 1.04.2009 г. сложилась следующая структура валового внешнего долга: органы государственного управления — 4,1 млрд. долларов, органы денежно кредитного регулирования — 1,196 млрд. долларов, банки — 2,837 млрд. долларов, реальный сектор экономики — 7,516 млрд. долларов, прямые инвестиции (межфирменное кредитование) — 0,673 млрд. долларов. Фактором, ухудшающим ликвидность белорусских банков, является необходимость возврата краткосрочных межбанковских кредитов иностранным банкам, которые на 1.01.2009 г. составляли 1,481 млрд. долларов, а на 1.04.2009 г. — 1,235 млрд. долларов. Кроме того, на 1.04.2009 г. краткосрочный долг предприятий достиг 5,941 млрд. долларов. При дальнейшем воздействии внешних шоков мирового рынка уязвимость банков и предприятий к росту рисков ухудшения ликвидности и падения качества активов повышается.

Концентрация денежных средств в системообразующих госбанках чрезвычайно высока. На долю пяти госбанков (1.01.2009 г.) приходится 85,1% активов и 82,2% капитала банковской системы (на 1.01.2008 г. — 86% и 84,2% соответственно). Индекс Херфиндаля — Хиршмана, рассчитанный по активам на 1.01.2009 г. составил 0,2363 (на 1.01.2008 г. — 0,2265), что свидетельствует о гипертрофированно высоком уровне концентрации денежных средств. Величина этого индекса в 0,18 свидетельствует о высоком уровне концентрации средств в госбанках.

Сформировавшаяся олигополистическая структура банковского рынка ограничивает действенный монетарный контроль Нацбанка над системообразующими банками. Условия доступа банков к резервной ликвидности и её возврат для частных и системообразующих банков существенно дифференцированы. Риск недоступности ликвидных средств возникает для частных банков, когда ввиду невозможности ужесточить финансовую дисциплину для контролируемых государством банков происходит ограничение их доступа к резервной ликвидности Нацбанка. Часть ГЦБ используются на нерыночной основе, когда они передаются Правительством по формальным процедурам госбанкам, что нарушает условия их рыночного размещения. Необходимо формирование ликвидного рынка ГЦБ, с помощью которого должно происходить неинфляционное финансирование дефицита госбюджета, а открытый рынок должен использоваться Нацбанком для регулирования краткосрочной ликвидности банков на рыночной основе. Эти факторы препятствуют превращению системообразующих госбанков в автономные рыночные структуры и реальные субъекты финансового посредничества, так как они «погружены» в практику квази-денежных операций. Отмеченные ограничения влияют также на трансформацию неэластичного межбанковского рынка в структуру конкурентных рыночных отношений.

В банковской системе действует неэффективная схема рекапитализации системообразующих банков, когда выданные Правительством и Нацбанком депозиты и кредиты для финансирования уполномоченными банками госпредприятий ежегодно переоформляются в увеличивающуюся долю государства в капитале этих банков. Данная практика, деформирующая финансовый результат крупнейших банков и их рыночную стоимость, нарушает условия честной конкуренции на банковском рынке, поэтому она должна быть постепенно ликвидирована.

Негативным фактором, влияющим на структуру банковского рынка, является размещение в госбанках 6,1 трлн. руб. срочных рублевых депозитов Правительства (июнь 2009 г.), большая часть которых компенсирует недостаток ресурсов госбанков, необходимых им для выполнения целевых госпрограмм (АПБ — 4,3 трлн. руб., АСБ — 1,4 трлн. руб., БИБ — 0,5 трлн. руб.).

Период экономического роста, который активно стимулировался ростом кредитной экспансии банков и наращиванием внешнего и внутреннего долга, завершился. За 2008 г. требования банков к экономике приросли на 48% при росте реального ВВП на 12%. Высокие темпы кредитования банками госпредприятий не соответствуют эффективности использования кредитов, а также их структуре, где присутствует высокая доля внеэкономической составляющей спроса на деньги со стороны финансово недостаточных субъектов. Растущая долларизация активов банков повышает мобильность краткосрочных капиталов, что ограничивает степень управляемости экономики. Банковские активы имеют низкую степень диверсификации, что при ухудшении ликвидности банков, усиливает их неустойчивость, проявляющуюся на межбанковском рынке уже почти без малого год.

Часть I тут


Вы должны войти чтобы оставить комментарий.