Альфа-Банк

Рекапитализация госбанков далеко не факт

1Ожидаемая многими очередная рекапитализация государственных банков за счет бюджета может и не состояться в этом году. Объективно ее сдерживает ряд ключевых факторов: дефицит бюджетных средств и позиция Международного валютного фонда (МВФ).

Республиканский бюджет исполнен за 9 месяцев с профицитом Br1,2 трлн, или 1,2% ВВП. Однако, впереди еще IV квартал, на который традиционно приходятся основные объемы расходов. Кроме того, местные бюджеты в этом году исполняются с большим дефицитом и, в рамках обязательств Беларуи перед МВФ по поводу бездефицитного консолидированного бюджета (хотя и с рядом оговорок), накопление значительных запасов бюджетных средств выглядит маловероятным.При этом МВФ посылает вполне внятные сигналы о нежелательности проведения рекапитализации госбанков. Так, постоянный представитель МВФ в Беларуси Наталия Колядина заявила агентству «Интерфакс-Запад», что создание государственного фининститута — агентства по развитию, которое возьмет на себя финансирование госпрограмм, является альтернативой рекапитализации госбанков. «Мы считаем, что эта альтернатива может быть противопоставлена рекапитализации госбанков», — сказала Н.Колядина, комментируя целесообразность рекапитализации испытывающих проблемы с ликвидностью госбанков за счет бюджета.

«Вопрос с ликвидностью может быть решен другим путем — через сокращение кредитования госпрограмм. Это поможет стабилизировать ситуацию, а, возможно, и улучшить ее. С нашей точки зрения банки должны работать на рыночных условиях», — отметила представитель МВФ.

Поскольку создание агентства развития еще не согласовано властями даже на уровне концепции (только «склад» токсичных активов или же с функциями распорядителя бюджетных средств), ожидать начала его деятельности в ближайшее время не следует. Это означает, что госбанки по-прежнему будут испытывать фактический кризис ликвидности, несмотря на возможное формальное увеличение их капитала. Так, декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев полагает, что «рекапитализация госбанков, скорее всего, будет виртуальной». То есть «на бумаге» в уставный фонд банков внесут часть выданных ими долгосрочных кредитов, пояснил эксперт. Это улучшит статистику нормативов, но не может изменить фактического состояния дел.

Проблемы с ликвидностью: причины и последствия

Б елорусский банковский сектор столкнулся с нарастающим кризисом ликвидности, который обусловлен ситуацией в государственных банках, несущих основное бремя финансирования госпрограмм. В этой связи НБ РБ обратился в правительство с письмом, в котором предупреждает о «значительной угрозе» безопасности банковской системы страны и ожидает от правительства неотложных мер по стабилизации госбанков. Ситуация усугубляется ростом проблемных кредитов, которые за январь—август выросли в 3,3 раза до Br936 млрд. При этом в целом проблемные активы банков за этот период увеличились в 2,5 раза до Br2,146 трлн. Как следствие, доля проблемных активов в активах подверженных кредитному риску на 1 сентября составила 3,34% против 1,68% на начало года.

Почему у банков не хватает ликвидности?

Ухудшение ликвидности госбанков объясняется высокой кредитной нагрузкой в рамках финансирования госпрограмм на фоне замедлившегося прироста их ресурсной базы, в первую очередь, в национальной валюте. Так, за январь—июль 2009 года госбанки увеличили объем кредитования госпрограмм в 1,4 раза по сравнению с докризисным аналогичным периодом 2008 года — до Br6,76 трлн. При этом рублевые депозиты в банковской системе на 1 октября 2009 года уменьшились на 11,5% или на Br1,7 трлн по сравнению с 1 октября 2008 года.

Проблемы с рублевой ликвидностью госбанков привел к невыполнению ими ряда пруденциальных нормативов. На 1 сентября 2009 года соотношение ликвидных и суммарных активов в госбанках составило 13,5% при минимально допустимом значении 20%. Коэффициент краткосрочной ликвидности снизился до 0,4 при минимально допустимом значении 1.

Следствием проблем с ликвидностью госбанков стали факты задержки налоговых платежей. На этом фоне власти рассматривают возможность отказа от приватизации госбанков с учетом их снижающейся рыночной стоимости.

Нацбанк продолжит поддержку банков

НБ РБ, с учетом необходимости сохранения высокой платежной дисциплины, обеспечивал, обеспечивает и будет обеспечивать необходимую поддержку ликвидности, направляя в госбанки практически весь ее объем. За 9 месяцев 2009 года среднедневной остаток задолженности госбанков по операциям поддержки ликвидности перед НБ РБ составил Br2,6 трлн. Накануне НБ РБ отменил лимиты по кредитам овернайт, которые стали основным каналом предоставления ликвидности госбанкам.

Актуальность поддержки со стороны Нацбанка усиливается в связи с внедрением новой системы создания резервов от обесценивания активов, что также накладывает на банки дополнительную нагрузку. В этой связи Нацбанк намерен предоставить банкам адаптационный период для создания необходимого объема резервов.

Что делать?

С учетом обязательств перед МВФ, ограничивающих возможности НБ РБ по наращиванию чистого внутреннего кредита, НББ очередной раз предлагает правительству снизить требования к госбанкам по финансированию госпрограмм и передать эти функции государственному агентству развития, создание которого также является одним из обязательств Беларуси перед МВФ. До этого предлагается на практике перейти к конкурсному размещению заявок на кредитование соответствующих проектов, что де-юре предусмотрено принятым еще в марте этого года решением правительства.

Передача агентству кредитного портфеля, созданного в рамках финансирования госпрограмм, позволит белорусским банкам «очистить» свои балансы, что должно частично исправить ситуацию с их ликвидностью.

Альтернативой данной реформе финансирования госпрограмм является очередная рекапитализация госбанков за счет бюджета. Соответствующие переговоры об объемах и формах рекапитализации госбанков власти ведут в настоящее время с МВФ.

Между тем, в НБ РБ подчеркивают краткосрочное улучшение ликвидности госбанков в этом случае, поскольку улучшить балансы банков можно только при использовании бюджетных средств на создание запасов ликвидности.

В данной ситуации характерным выглядит сокращение средств НБ РБ в пассивах банков за сентябрь. По данным статистики НБ РБ, его средства в пассивах банков за месяц уменьшились на Br693,1 млрд, или на 8,1% после последовательного роста в течение предыдущих 8 месяцев. Сокращение средств Нацбанка было компенсировано увеличением депозитов правительства в комбанках за сентябрь на Br873,5 млрд, или на 9,5%. Тем не менее, в целом по итогам 9 месяцев НБ РБ увеличил ресурсную поддержку комбанков на Br4,66 трлн, или в 2,4 раза при том, что средства правительства за этот период в пассивах банков выросли только на Br1,455 трлн, или на 17%.

Проблемы с ликвидностью не у всех

Характерных для государственных банков проблем с ликвидностью удается избегать относительно банкам с участием иностранного, в частности, российского капитала, которые получают ресурсную поддержку от материнских структур. Хотя они не могут не испытывать негативного влияния системообразующих банков, в первую очередь, в части доступа к ресурсам НБ РБ и при покупке ресурсов на межбанковском рынке, ситуация с ликвидностью у российских банков остается на адекватном уровне, позволяющем выполнять все нормативы безопасного функционирования.

Так, показатель краткосрочной ликвидности Альфа-Банка на 1 сентября составил 1,7 (при нормативе не менее 1), соотношение ликвидных и суммарных активов – 33,1% (не менее 20%).

Перераспределение рынка неизбежно

Неизбежным следствием хронических проблем с ликвидностью у госбанков станет перераспределение части внутреннего кредитного рынка в пользу российских банков. Причем к ним переходит на обслуживание наиболее жизнеспособная часть корпоративных клиентов, которая имеет возможности для своевременного выполнения своих обязательств по кредитам, привлекаемым на рыночных условиях.

Виталий Жаголкин

Фото: k2kapital.com


Вы должны войти чтобы оставить комментарий.