Альфа-Банк

Решения по лимитам кредитования для Беларуси до урегулирования ситуации с пошлинами на российскую нефть приниматься не будут

img_239041Решения по лимитам кредитования для Беларуси со стороны западных партнеров до урегулирования ситуации с пошлинами на российскую нефть приниматься не будут. Такое мнение в интервью агентству ПРАЙМ-ТАСС высказал директор департамента международных и фондовых операций ЗАО «Альфа-Банк» Сергей Муханов.

— Складывающаяся ситуация лимитов, конечно, не добавит, но и категорично говорить о том, что лимиты сократятся и уж тем более закроются, я бы не стал. Прежде всего, нужно дождаться, чем все закончится: какие-либо решения касательно лимитов до разрешения ситуации с пошлинами на поставляемую нефть приниматься точно не будут.

Даже при пессимистичном варианте развития событий резкого сокращения лимитов для банковского сектора мы не прогнозируем. Хотя бы исходя из того, что сокращать особо уже и нечего: с началом кризиса большая часть западных банков заморозила значительную часть лимитов на контрагентов в странах Восточной Европы. Причем, с точки зрения макроэкономики, Беларусь выглядит несколько лучше своих соседей, но банковские аналитики зачастую оценивают не отдельную страну, а регион в целом. Вообще, белорусские банки имеют очень хорошую кредитную историю взаимоотношений с иностранными контрагентами. Серьезных дефолтов не было выявлено ни разу.

По сравнению с другими отраслями экономики, белорусская банковская сфера воспринимается иностранными аналитиками как наиболее технологичная и устойчивая. В этом немалая заслуга местного регулятора — Национального банка, который проводит достаточно грамотную монетарную политику. Есть ряд западных банков, которые имеют долгосрочную позитивную историю работы с Беларусью, разобрались в местной специфике и успешно работают на белорусском рынке уже длительное время. Прежде всего, это банки Германии, Австрии, Италии. Они лимиты закрывать не будут. Остальные банки, возможно, повременят с открытием новых лимитов, займут выжидательную позицию, которая связана не столько с частным вопросом неурегулированности нефтегазовых отношений, сколько с желанием посмотреть, как Беларусь сможет выйти из мирового финансового кризиса в целом.

Важно также понимать, о каких лимитах идет речь: структура заимствований белорусских банков неоднозначна. Если мы говорим о прямом межбанковском кредитовании — западные банки практически не имеют таких лимитов на банки белорусские (за исключением лимитов, установленных материнскими структурами на дочерние банки), а восточные банки — российские — лимиты на МБК сокращать вряд ли будут. МБК — сделки краткосрочные, а текущая валютная ликвидность белорусской банковской системы хорошая, поэтому экономических предпосылок для закрытия лимитов нет. Другое дело, что эти лимиты имеют маргинальное значения для инвестиционного развития экономики: короткими деньгами долгосрочные проекты не профинансируешь.

Если речь идет о среднесрочных проектах — постфинансировании на 1,5-2 года по торговым операциям — здесь вопрос с лимитами присутствует. Их стало меньше. И даже можно говорить о том, что большая часть лимитов переведена из статуса собственно лимита в статус «case-by-case», то есть каждая сделка рассматривается индивидуально. Здесь дополнительное преимущество получат белорусские банки с участием иностранного капитала, прежде всего российского — эти банки смогут получать постфинансирование от западных банков под гарантии своих материнских структур.

Все же стоит отметить, что наиболее важными с макроэкономической точки зрения для страны являются долгосрочные кредиты на 5-7 лет на приобретение оборудования под гарантии экспортных страховых агентств стран-экспортеров, прежде всего ЕС. Касательно страновых лимитов по данным видам кредитов, нужно учитывать тот факт, что развитым европейским странам тоже нужно выходить из рецессии, поэтому экспорт оборудования для них важен, а без кредитной поддержки дорогостоящее оборудование продать сложно. К тому же, среди стран-производителей оборудования тоже присутствует конкуренция. Закрывая лимиты, они снизят свою конкурентоспособность: будем покупать у тех, кто кредитует. Так что сокращение этих страновых лимитов менее вероятно, как говорится, себе дороже. Особенно учитывая безупречную кредитную историю белорусских заемщиков. Здесь показателен пример Германии. Экспортное страховое агентство ФРГ Euler-Hermes установило достаточно большой лимит страхового покрытия на Беларусь, и нам легче организовать долгосрочное финансирование клиентов на приобретение оборудования именно из этой страны, о чем мы и сообщаем клиентам, а они принимают во внимание этот факт при проведении тендера среди поставщиков.

Еще один фактор, касающийся установления лимитов — это определенная инерционность в анализе. Анализируют в первую очередь макроэкономические показатели, а не отдельные новости. Скоро выйдут свежие данные за ключевой с точки зрения финансового кризиса 2009 год, а данные Беларуси лучше, чем у соседей и даже многих европейских стран. Поэтому, ситуация в нефтегазовой сфере, конечно, важна, но основное влияние на размер лимитов она окажет уже по факту, когда станет ясно, как именно эти изменения повлияли на экономику Беларуси, то есть при пересмотре лимитов на 2011 год.

Как скажется на экономике Беларуси потенциальное введение 100%-ой пошлины на импортируемую нефть? Конечно, доходы бюджета, формировавшиеся во многом за счет поступлений от предприятий нефтепереработки, несколько снизятся. Механизмов, позволяющих в полном объеме компенсировать это снижение, пока нет, поэтому можно прогнозировать либо некоторое снижение расходов бюджета, либо увеличение госдолга. Уровень внешнего долга Беларуси пока находится на очень комфортном уровне, особенно по сравнению с другими странами Восточной Европы. Изменится и структура бюджета. Если раньше многие проекты по техперевооружению осуществлялись за счет средств бюджета (прежде всего, в энергетической отрасли), то теперь любое приобретение иностранного оборудования компаниями государственной формы собственности санкционируется только за счет иностранных кредитных ресурсов. Об относительно дешевых кредитах под страховку экспортных кредитных агентств было сказано выше. В принципе, политика на массированное техперевооружение, на мой взгляд, правильная. Она через определенный период времени позволит стране быть более конкурентоспособной на внешних рынках и снизить зависимость от тех внешних факторов, которые мы наблюдаем сейчас. Еще раз повторю, существующий уровень долга позволяет его обеспечивать, а кредитная история белорусских заемщиков хорошая, поэтому страновые лимиты на долгосрочное кредитование сокращаться не должны.

Что касается самих белорусских нефтеперерабатывающих заводов, которые непосредственно находятся в эпицентре событий, то им, конечно же, в связи с увеличением импортных пошлин потребуются дополнительные ресурсы в оборотную деятельность. Зависимость от банковских кредитов увеличится, особенно с учетом того, что большую часть собственной прибыли предприятия в настоящее время направляют на программу модернизации и технического перевооружения. Кредитные линии на закупку нефти у предприятий есть, и, по всей видимости, банки их закрывать не планируют. В частности, банки, входящие в Альфа-Групп, не планируют сокращать объемы кредитования белорусских НПЗ.

ПРАЙМ-ТАСС