Альфа-Банк

Представители Volkswagen и KIA о будущем белорусского авторынка

Своим видением ситуации, сложившейся на белорусском авторынке после введения новых таможенных пошлин и мнением о том, что ждет автобизнес в будущем, с А-Блогом поделились руководитель службы обеспечения и сопровождения продаж Атлант-М Сухарево (официальный дилер Volkswagen) Сергей Дробышевский и заместитель директора по внешнеэкономической деятельности Атлант-М Боровая (официальный дилер KIA) Сергей Хорольский.

Как Вы можете охарактеризовать ситуацию на автомобильном рынке Беларуси в начале 2010 года?

Сергей ДробышевскийСергей Дробышевский:

— Сложившуюся ситуацию нельзя назвать простой. Причин тут несколько. Первая и самая основная — это изменение ставок таможенных пошлин для юридических лиц. Пошлины выросли от 2,5 до 4,5 раз на автомобили различных классов (с введением новых ставок таможенных пошлин сделала разницу в цене на автомобили разных классов еще более существенной чем ранее). На фоне скидок на автомобили в 2009 году рост стоимости в среднем на 20-25% из-за новых пошлин поверг наших клиентов в шок. Ведь прошлогодние цены потребитель начал воспринимать как само собой разумеющееся: малолитражку А-класса можно было купить за 10-12000 долларов, а седан бизнес-класса — за 20 000 долларов. Неравномерность ставок для физических и юридических лиц тоже накладывает свой отпечаток и вносит неразбериху. В первую очередь те, кто не успел купить автомобиль в 2009 году, пытаются сейчас найти альтернативные способы приобретения автомобиля, чтобы избежать новых таможенных пошлин. И первое что приходит в голову — купит автомобиль в странах ближнего зарубежья. На анализ предложений уходит достаточно много времени — в итоге зачастую выясняется, что купить новый автомобиль в Европе не выгоднее чем в Беларуси — цены в Европе выше, чем у нас — причина проста: на каждом рынке производитель устанавливает специальную цену, Кроме этого необходимо учитывать, что не все дилеры готовы поддерживать гарантию на автомобили, приобретенные на других рынках. Третий фактор — это отсутствие ясности с НДС. Дело в том, что в рамках таможенного союза должны действовать равные правила для участников рынка, а на сегодняшний день в РБ действует льгота по НДС при ввозе дилером нового автомобиля, а в России такой льготы нет. Напрашивается вопрос:

— Подорожают ли автомобили после 1 июля 2010 года еще и на сумму НДС (20%)? Точного ответа дать не может никто, но вероятность унификации очень велика.

Если подытожить вышесказанное — получается что лучше не медлить с покупкой нового автомобиля. И второй вывод — у автобизнеса в РБ ожидается как минимум полтора тяжелых года, прежде чем ситуация выровняется и нормализуется.

Сергей Хорольский:

Сергей Харольский— Если смотреть на рынок глазами потребителя, то ситуация может выглядеть крайне неопределенной. Неоднократно в СМИ проходила информация, что пошлины на автомобили для физических лиц не меняются. Это позволяло части покупателей думать, что придя в салон официального дилера в 2010 году, он купит автомобиль по прежней цене, в то время как остальная часть потребителей обладала иной информацией и стремилась купить новые автомобили до конца 2009 года, ожидая значительного увеличения их стоимости. Фактически с 1 января 2010 года введены новые ставки таможенных пошлин, которые существенно отличаются от прежних.
И соответственно, среди автодилеров в первой половине 2010 будут продолжать успешно функционировать и оптимистично смотреть на ситуацию, только те, кто успел ввезти для своих покупателей автомобили в 2009 году, «растаможив» их по прежним пошлинам. Данная ситуация отлично показала, кто из наших автодилеров имеет хорошие отношения с производителем и сумел добиться специальных условий и сроков производства в конце 2009 года.

Так, например, завод KIA Motors Словакия пошел нам на встречу и произвел партию в 150 автомобилей в максимально сжатые сроки.

Немецкий концерн Volkswagen AG установил новый рекорд по объему продаж автомобилей. В 2009 году этот показатель вырос на 1,1% по сравнению с 2008 годом. За год концерн Volkswagen AG реализовал 6,29 миллиона автомобилей (в 2008 году — 6,23 миллиона автомобилей). Как Вы можете это прокомментировать? Наблюдалась ли в 2009 году аналогичная тенденция в РБ?

Сергей Дробышевский:

— Концерну Volkswagen AG удалось показать такие высокие результаты благодаря достаточно гибкой реакции на возникшую на мировом рынке ситуацию. Завод оперативно перераспределял склады автомобилей в своей сбытовой структуре. На мой взгляд, именно это позволило показать такие результаты. Для автодилеров Volkswagen в РБ, и нашего автоцентра в частности, год закончился несколько лучше, чем мы ожидали еще в первом квартале 2009 года, но показать аналогичный успех, к сожалению, не удалось. На это есть ряд общеэкономических причин, начиная с изменения курса доллара 1 января 2009 года и ростом процентных ставок по автокредитам, заканчивая покупательной способностью населения и предприятий в стране.

Как прошел 2009 год по сравнению с 2008 годом в плане продаж автомобилей KIA во всем мире в целом и как сложились продажи в Беларуси?

Сергей Хорольский:

— Рост мировых продаж KIA составил 62,5%. Этого показателя удалось достичь, за счет оптимизации материально-производственных ресурсов Корпорации, проведению единых маркетинговых кампаний, нацеленных на агрессивные продажи и вывод новых моделей. Всего за 2009 KIA представила 5 новинок. В их число вошли: модели, уже известные рынку и получившие новое воплощение, — Kia Sorento и Kia Cerato, совершенно новые Soul и Cerato Koup, а так же новый облик приобрел лидер продаж Kia Ceed.

По Вашему мнению, каким образом унификация ставок таможенных пошлин в рамках таможенного союза России, Беларуси, и Казахстана повлияет на деятельность автоцентров и автосалонов в нашей стране?

Сергей Дробышевский:

— В целом ситуация для автосалонов и потребителей не очень благоприятная — происходит существенный рост цен на новые автомобили. Но автобизнес, — это не только продажа новых автомобилей, но и сервис, и продажи автомобилей на вторичном рынке — автомобилей с пробегом. Видимо активность автодилеров сместится в эти два направления. Автоцентр Атлант-М Сухарево уже принял определенные шаги, и активно возобновляет работу с автомобилями с пробегом.

Сергей Хорольский:

— Исходя из того, что в настоящий момент на всех трех рынках различные ценовые условия и условия гарантии на автомобили, дилерам во всех трех регионах необходимо будет тщательно продумывать и, по-необходимости, видоизменять свою стратегию работы с производителем и потребителем, для того чтобы предлагать рынку самые выгодные условия. О том как и насколько измениться деятельность автоцентров и автосалонов в нашей стране, пока говорить рано.

Какие преимущества / недостатки ведет за собой унификация ставок таможенных пошлин для рядовых граждан нашей страны?

Сергей Дробышевский:

— Для того чтобы точно ответить на этот вопрос необходимо проводить достаточно серьезные подсчеты, и рассчитывать суммарный экономический эффект. Экономика в целом будет претерпевать существенные изменения — по сути, резко расширяется рынок сбыта, и в тоже время усиливается конкуренция на рынке. Очевидно, что в более выгодной позиции окажутся те предприятия, которые умеют работать в таких условиях. В среде роста здоровой конкуренции на рынке конечный потребитель, безусловно, выиграет. Хотя некоторыми вещами приходится жертвовать — самый яркий пример, это рост стоимости автомобилей из-за изменения пошлин.

Сергей Хорольский:

— Основной недостаток введения единых ставок для граждан Белоруссии — повышение стоимости новых автомобилей. Преимуществом для рядовых граждан страны можно считать перспективу открытия сборочных производств популярных марок в нашей стране. Но это скорее долгосрочная перспектива.

В фирменных салонах почти все машины распроданы, а поставок в новом году еще не было. Есть информация, что на сегодняшний день дилеры планируют переориентироваться с продажи новых авто на сервисное обслуживание, это действительно так?

Сергей Дробышевский:

— В данном случае говорить о переориентации не совсем корректно, продажи новых автомобилей не отделимы от последующего сервиса. С точки зрения экономики да, в сервисе будет явно больше активности, чем в продажах новых автомобилей.

Сергей Хорольский:

— О нашем салоне: на сегодня есть большой склад автомобилей, ввезенных по старым ставкам таможенных пошлин, а так же ввезены популярные модели KIA уже в 2010 году. И учитывая, что новые пошлины взимаются от стоимости автомобиля, а KIA доступная по цене марка, мы значительно выигрываем по сравнению с другими брэндами.

На Ваш взгляд, улучшатся ли в этом году условия автокредитования?

Сергей Дробышевский:

— Вероятнее всего, существенных изменений не произойдет. Предпосылок для этого нет. Атлант-М Сухарево еще в прошлом году пошел по пути создания специальных программ по автокредитованию для своих клиентов (на сегодняшний день 20,8% в белорусских рублях без дополнительных комиссий, с собственным участием при покупке от 20% стоимости, на 7 лет). Планируем и в этом году сформировать самое выгодное по рынку предложение, но говорить о том, что кто-то будет демпинговать, снижая процентную ставку до уровня 2008 года нет оснований.

Сергей Хорольский:

— Несомненно, улучшатся, так как по заверениям нашего Правительства в 2010 году будет понижена ставка рефинансирования, из которой исходят банки при расчете процентной ставки.

Как, по Вашему мнению, изменятся цены на автомобили для физических / юридических лиц со вступлением в силу новых ставок таможенных пошлин?

Сергей Дробышевский:

— Стоимость нового автомобиля для конечного потребителя неизбежно вырастет. Такова экономика автобизнеса — таможенные пошлины входят в стоимость автомобиля. Что касается вторичного рынка, то рост цен будет обусловлен ростом спроса при ограниченном предложении. Пик темпов роста придется предположительно на апрель—июнь 2010 года, а с 1 июля 2010 года будет резкое подорожание автомобилей на вторичном рынке — произойдет изменение ставок на ввоз автомобилей физическими лицами.

Сергей Хорольский:

— Стоимость новых автомобилей для потребителя, несомненно, вырастет. И, учитывая тот факт, что новые таможенные пошлины взимаются от стоимости автомобиля, больше всего подорожают премиум-брэнды, а также автомобили в дорогих комплектациях.

Как известно, Беларусь пока только планирует развивать сборочные производства легковых автомобилей и привлекать в эту сферу крупных инвесторов. Для этого была создана законодательная база. Еще в апреле 2009 Президент подписал указ № 175, который направлен на развитие в стране сборочных производств легковых автомобилей. В чем Вы видите причины отсутствия интереса к организации сборочных производств в РБ со стороны иностранных инвесторов? Или проблемы с нашей стороны?

Сергей Дробышевский:

— Любое производство должно быть рентабельным. Что касается автопрома, то, как и в любом другом бизнесе, есть так называемая точка безубыточности: количество машин, которое нужно производить, чтобы выручка от их продажи покрывала расходы и производственные издержки. Так вот, конвейер должен производить в год где-то 10-12 тысяч автомобилей. В самый пиковый год продаж — 2008 — в стране было продано около 30 тысяч новых машин. А теперь представьте, что почти половина из них должна быть одной марки! У нас такого нет ни по одной европейской модели. Это — фантастика.
Не стоит упускать из виду и то, что сейчас мощности автозаводов заполнены наполовину. Никто не пойдет создавать новое производство, пока не заполнит существующее.

С другой стороны у нас есть прекрасная возможность стать производителем автозапчастей. Сейчас в той же России почти десяток сборочных производств мировых брэндов. По условиям правительства России все они должны были локализовать производство на 50 — 70%, то есть как можно больше запчастей производить на месте. Но не получилось. Многие заводы потеряют льготы, которые были, им грозят штрафы за невыполненные договоренности. Наши автозапчасти были бы кстати для них. А для нас это — многомиллиардные возможности.

Сергей Хорольский:

— Основная причина, конечно, объем рынка новых автомобилей в нашей стране, т.к. культура покупки новых автомобилей в Беларуси только начинает развиваться, а любой инвестор выбирает для себя проекты с максимально быстрой окупаемостью.