Альфа-Банк

Директор «Центра фотографии» Алексей Шинкаренко: «Пришло время действовать!»

photocentre_by_shinkarenko1Как развивается рынок фото, какие направления фотографического искусства сегодня актуальны для Беларуси и как можно повлиять на ситуацию вокруг фотографической культуры — об этом в эксклюзивном интервью А-блогу рассказал директор минского «Центра фотографии» Алексей Шинкаренко.

— Алексей, всегда интересно узнать историю создания любого дела, предприятия? Когда и как был образован ваш «Центр фотографии»? Что побудило вас начать работу в направлении фотообразования, фотоискусства?

— «Центр фотографии» начинался с идеи Школы фотографии. В 2007 году в столичном Дворце детей и молодежи был опробован макет учебной программы, в который мне удалось привлечь фотографов, экспертов с богатейшим опытом. Проект удачно прошел проверку на практике и был преобразован в отдельную структуру.

Говоря о целях Школы, мне хотелось создать учебную инициативу, которая предполагала бы профессиональную подготовку людей, увлекающихся фотографией. Для меня было важным создать школу как сообщество, как место, где аккумулируются творческие процессы, где происходит обмен символическими капиталами между людьми, и в глобальном смысле, культивируется среда специалистов в области фотографии.

Со временем я пришел к мысли, что для выполнения столь глобальной задачи работы только Школы фотографии недостаточно: вырастив потенциальных авторов, по истечении срока учебы мы рискуем потерять связь с молодыми талантливыми фотографами. А значит, наша задача остается невыполненной. Поэтому «Центр фотографии» было решено пополнить дополнительными инициативами.

— Что представляет собой «Центр фотографии» сегодня?

— Сегодня «Центр фотографии» — это в некотором смысле модель некого самостоятельного пространства — саморегулирующегося и саморазвивающегося, где основные действия происходят в области интеллектуального труда.

Что в него входит? Во-первых, это Школа фотографии, которая является постоянным генератором и одновременно фильтром — местом, в котором есть возможность искать, узнавать и испытывать новых авторов. Во-вторых, это Агентство, как естественно вытекающая потребность фотографов в неком объединении для защиты своих прав и интересов. Агентство, хочу подчеркнуть, не как магазин, который перепродает чью-то работу, а как профсоюз, защищающий интересы фотографов и продвигающий, в том числе, профессиональную культуру. В-третьих, это медиа, посвященные фотографии. Функцию просветительской работы с публикой выполняет веб- альманах www.photoscope.by, специализированный электронный журнал о документальной фотографии www.documentary.by; в этом же контексте стоит упомянуть, собственно, и сайт Школы www.photoschool.by. Также особым пунктом, который на данный момент находится в поле проектирования, заявлены и выставочный комплекс, галерея, и те направления, которые связаны с выходом продукта — издательская деятельность. Соединение трех вышеперечисленных элементов Центра — Школы, Агентства и медиа-ресурсов — необходимая для нас на сегодня программа, которая заключает в себе объемное решение поставленной перед нами глобальной задачи.

Можно сказать, что тот опыт, который мы сейчас проходим, в дальнейшем может быть принят и специалистами в других направлениях — специалистами, также заинтересованными в создании профессионального сообщества, переходе на новый качественный уровень. Фотография сегодня наиболее динамично развивающийся элемент сферы визуальных искусств, наш пример будет полезен людям, которые ищут свежие идеи для развития в своих творческих областях.

Еще одной чертой «Центра фотографии» отмечу то, что мы стараемся по минимуму говорить о фотографии, но больше действовать. На сегодняшний день Центр — это объединение, которое, в целом, демонстрирует возможности современной белорусской фотографии: возможности фотографов, визуального языка, возможности выхода новой белорусской фотографии в мировой контекст. Центр — это некий демо-зал, в котором нам также хотелось бы продемонстрировать, что мы социально ответственны за все, что делаем. И, несмотря на то, что белорусское общество пока еще не доверяет фотографии как искусству, мы верим ввозможность изменений в этом направлении.

photocentre_by_process_1w1

photocentre_by_process_2w1

— Какие проекты, на ваш взгляд, способны повлиять на развитие рынка фотографии Беларуси?

У нас сейчас очень долгосрочный проект, связанный с поддержкой фотодокументалистики. Я говорю не о жанре, а о той фотографии, которая несет в себе ответственность, которая стремится к некоему прямому взгляду на происходящее, без преукрашивания. Поясню шире. Сегодня многие говорят о кризисе в фотографии в целом. Думаю, прежде всего, это связано с тем, что фотография сейчас поражена вирусом иллюзий, вирусом создания иллюзорного мира. Но давайте вернемся к истории создания фотографии: что же изначально захватило людей в этом феномене? Ответ будет таким: фотография возвращала к тому, что ты видишь не только миром своих фантазий, а глазами камеры — она возвращала к реальности. Этим она оказалась уникальной. Опираясь именно на эту ее характеристику — стремление быть объективной, честной — мы сейчас многое делаем в направлении развития фотодокументалистики — как «открытого» направления, позволяющего нам по возможности честно взглянуть на себя и на свой образ жизни.

Летом прошлого года мы провели крупное мероприятие — Летний фотопрактикум «Визуальные документы» — которое как раз было посвящено вопросу о нынешнем состоянии документальной фотографии. В нем приняли участие эксперты, фотографы из разных стран мира. Также в 2009 году совместно с Мингорисполкомом мы провели конкурс «Архив времени» с целью собрать, саккумулировать тот визуальный материал, документы, архив, которые почему-то в нашем обществе не принято сохранять. Иными словами, конкурс был направлен на проявление фотографии как исторического документа. Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем продолжить эту инициативу.

В целом, в Школе мы регулярно проводим мероприятия, связанные с фотодокументалистикой. В том числе, поддерживаем контакт на этой почве с московскими и европейскими школами фотографии. Они также уделяют большое внимание этому направлению, улавливая ценность поддержки фотодокументалистики для гармоничногоразвития общества и культуры своих стран.

Кроме того, у нас совсем недавно перешел в новую стадию контакт с Институтом журналистики БГУ. На прошлой неделе мы закончили работу с группой белорусских фотокорреспондентов — занятия проводились в рамках программы переподготовки фотокорров региональных изданий. Тема — современная журналистика, тенденции развития. Нас пригласили к участию в качестве экспертов и преподавателей. Надеюсь, что и в дальнейшем мы также сможем найти точки соприкосновения с Институтом журналистики БГУ по улучшению визуального наполнения печатных СМИ.

— Несколько слов о совместном проекте с Альфа-Банком

— Мы запланировали показать в течение года в помещениях банка три большие выставки, от классической до концептуальной фотографии. Таким образом, чтобы каждая экспозиция представляла новую грань современной белорусской фотографии. Через выставочный проект с Альфа-Банком, мы также стараемся продвигать направление фотодокументалистики, предоставляя неспециалистам в области фотографии возможность знакомиться с фотографией, максимально приближенной к документальной в своей основе.

Но если говорить детально, безусловно, для нас в любом решении, которые мы ищем, важна его включенность в общий контекст наших целей. При всех действиях, которые мы выполняем, мы все-таки ограничены в средствах. И говоря о проекте с банком, для нас это возможность проверить, попробовать: а меняется ли ситуация, если в нее вводить большее количество средств? Сейчас, в частности, делаются первые шаги. С нашей стороны мы демонстрируем многогранность современной фотографии — показывая творчество разных авторов внутри банка. И, одновременно, делая выставки в головном офисе, мы для себя систематизируем материал, который готов к хорошим выставочным пространствам. Мы структурируем список потенциальных авторов, которые включены таким образом в работу нашего Агентства. Плюс ко всему, пробуем — насколько податлива среда, насколько возможно в ближайшее время создание галереи через реальные действия. Это тот опыт, которого в нашей стране еще нет.

photocentre_by_alfaclub_10w1

Ценность нынешнего этапа работы с банком — продемонстрировать возможности фотографии широкому кругу заинтересованных бизнесменов. В рамках партнерского соглашения мы договорились, что в течение года покажем разные стороны фотографии в нескольких пространствах: в пространстве А-Клуба, а также в пространстве головного офиса Альфа-Банка. Для нас это возможность показать современное состояние фотографии заинтересованным людям.

— Опираясь на уже существующий опыт сотрудничества с «Альфа-Банком», можно ли в целом говорить о перспективах рынка фотографии?

— Чем больше я испытываю разные процессы и ситуации, тем больше аргументов у меня появляется в работе с людьми, у которых есть свободные средства. Фотография сегодня потенциальна для инвестиций, вложений — рынок фотографии в Беларуси как никогда благоприятен для этого. Подтверждает эту благоприятную тенденцию та среда, которую мы уже создали, тот отклик, который мы получили от фотографов и любителей фотографии. За 2 года работы Центр привлек на развитие фотографической культуры около 240 миллионов рублей (80 тысяч долларов) Эта реакция полностью располагает к тому, что при появлении больших средств, все то, что было создано за эти годы, перейдёт на другой уровень развития. Мы сделаем стремительный шаг вперед. Наконец будут созданы условия для того, чтобы все элементы, о которых я говорил выше, продуктивно заработали. Сейчас все упирается лишь в наличие потока свободных средств. И я здесь имею в виду не только деньги, но и потенциал авторов, фотографов, которые готовы к действию.

Да, я считаю, что рынок фотографии обладает большим потенциалом, несмотря на то, что этот бизнес связан, в том числе, и с продажей техники, оказанием услуг. Все это будет подтягиваться. Прежде всего, должна появиться идея — и она есть. То, чего мы достигли сейчас, приведет в ближайшие годы белорусское общество к хорошему результату. Сотрудничество с банком — тому пример. Мы шаг за шагом движемся к решению более сложных задач. На выставках мы показываем не только привычную фотографию. Что я ценю в партнерстве с Альфа-Банком, это открытость не только к одному направлению фотографии. Наши партнеры расположены к проектам, которые демонстрируют настоящие исследования, к фотографии, которая несет ответы на социальные вопросы.

Повторюсь, да, рынок перспективен и у меня есть это ощущение переломного момента.

photocentre_by_expo_3w1photocentre_by_expo_4w1

— Вы упомянули авторов, которые уже готовы действовать. Действительно, появились ли новые имена в белорусской фотографии, на которые стоит обратить внимание?

— Сегодня сложилась такая ситуация, что почти все выставочные пространства, где можно было бы познакомиться с новыми именами, увы, закрыты. Обсуждая во время недавнего круглого стола эту проблему, я высказал такую позицию: безусловно, галерея нужна, но, на мой взгляд, галерея необходима там, где есть постоянная пульсация инициатив. Сейчас эту пульсацию мы наращиваем. В проекте Школы мы уже прощупываем этот, образно выражаясь, пульс. Да, новые имена есть. Сейчас это, может быть, не совсем решительные позиции, но все-таки заметные авторы появились. В рамках проекта с «Альфа-банком» в течение года мы планируем продемонстрировать фотопроекты пяти-шести молодых фотографов, которые, я считаю, в ближайшее время станут очень яркими фигурами в белорусском фотографическом пространстве. Я надеюсь, что о них заговорят и во вне.

Но для того, чтобы новые имена стали видимыми, проявились на фотографическом поле, а не потеряли свое лицо в потребительском пространстве, где нужно ориентироваться на интересы других, для этого им понадобится содействие. Когда целая организация будет отстаивать их интересы, думаю, их работы будут более значимы. Мы хотим всячески им помочь — в этом как раз посмотреть на себя «глазами» непредвзятой фотографии.

Пришло время действовать, а не ждать, когда все изменится само собой.

Автор: Дарья Амелькович

Фотографии в А-Клубе:

photocentre_by_alfaclub_14w1photocentre_by_alfaclub_6w1


Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

Обсуждение

  1. Дима Король

    Спасибо Алексею и Даше.

    По-моему, очень точный и содержательный рассказ-диагноз об актуальной фтотграфической ситуации и той активной перспективе, у которой есть возможность её разблокировать.