Альфа-Банк

Владимир Карягин: как решить проблемы частного бизнеса

karyagin_tmbnО том, как прошел кризисный год у белорусских предпринимателей, о проблемах, волнующих частный бизнес, диалоге с государством, привлечении иностранных инвесторов и перспективных направлениях сотрудничества, в интервью А-Блогу рассказал председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей», председатель президиума Республиканской конфедерации предприниматльства Владимир Карягин.

— Как прошел первый кризисный год у белорусских предпринимателей? С какими наиболее серьезными проблемами они столкнулись и как их решали?

— Кризисный год мы пережили, но полагаем, что много трудностей еще впереди. Если смотреть по данным статистики, то малый и средний бизнес показал себя большим тружеником. И это напряжение сил в кризисный год дало результаты. На сегодняшний день практически на 15% увеличилось количество субъектов малого бизнеса. И главное, что был увеличен вклад предпринимателей в ВВП республики (на 2%), в налоговые поступления, в разгрузку складов госпредприятий.

Недавно было проведено исследование (опрос более 300 предпринимателей) на тему основных проблем, с которыми они сталкиваются. Мы увидели, что в кризис более острой стала проблема неплатежей: фактически частный бизнес рассматривается как экономика второго сорта. Эта «второсортность» выражается в том, что с частными предприятиями государственные могут рассчитываться в последнюю очередь. Судебное исполнение в случае принятых решений затягивается. Вот почему на первый план сейчас вышли вопросы объективности судов, для нас это стало неожиданностью.

Остались, конечно, и старые проблемы, такие как сложное налоговое администрирование, дорогие финансовые ресурсы, высокие штрафные санкции, проверки. Мы прекрасно понимаем, что в кризисный год государству сложно снизить налоги, но факт есть факт: доля малого бизнеса в ВВП около 12%, а доля в налоговых поступлениях — 18,7%. Эта разница демонстрирует избыточность налогообложения. Сегодня из малого бизнеса изымаются те ресурсы, которые могли бы быть направлены на развитие производства, обновление оборудования.

Также в конце прошлого года очень остро стал вопрос арендных отношений, в настоящий момент очень многие проблемы решены. Была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители бизнеса, союзов предпринимателей, ассоциаций. Очень четкую позицию здесь заняло правительство с требованием не увеличивать арендную плату.

— Как вы оцениваете последние инициативы государства в поддержке малого бизнеса и предпринимательства, в частности доступность кредитных ресурсов?

— Действительно, среди проблем частного бизнеса и дорогие финансовые ресурсы. Мы неоднократно заявляли об этом и Нацбанку, и банковской системе. При процентной ставке в 23% годовых было нереально брать кредиты на развитие бизнеса. Сегодня есть шанс получать кредитные ресурсы под 16-17% годовых, тем не менее это еще довольно высокие ставки. В решении этого вопроса государством также было сделано несколько шагов навстречу бизнесу. Например, Мингорисполком выделил из бюджета Br20 млрд., Минский облисполком — Br5 млрд., эти суммы через банки направляются на поддержку малого бизнеса. Какие-то шаги делаются, но это ничтожные суммы. Сегодня для малого бизнеса, для того чтобы реально создать конкурентоспособные производства, нужно более Br5 трлн. рублей. Кроме того, по-прежнему нет целого ряда институтов. Вот уже 6 лет идут разговоры о создании гарантийных фондов, сегодня ни одного такого фонда нет.

Также хочу отметить, что сегодня действует 103 государственные программы, войдя в которые, можно получать более дешевые ресурсы. Примерно 20 таких программ пригодны для малого бизнеса. Среди них, в частности, программы импортозамещения и энергосбережения, ряд наиболее смелых и подготовленных предпринимателей уже подают заявки на участие. Думаем, что это тоже поможет некоторым предприятиям.

Что, по вашему мнению, необходимо для более активного развития предпринимательства и малого бизнеса в Беларуси? Какие сферы наиболее привлекательны для малого бизнеса сейчас и станут в будущем?

— Только созданием четких механизмов и принятием ответственных решений можно устранить проблемы в развитии предпринимательства. К сожалению, сегодня бизнес часто оказывается один на один с проблемами. И когда становится трудно стране, все риски возлагаются на него, а таких рисков много.

Все наши предложения правительству, администрации президента по сотрудничеству государства и частного бизнеса мы сформулировали в «Национальной платформе бизнеса Беларуси — 2010», которая содержит 117 аргументированных вопросов. Сейчас проходит кампания «От большой двери к большой двери» — мы адресно направляем каждому ответственному работнику органов власти и управления именное письмо, прилагаем платформу и предлагаем тому или иному министерству или ведомству обратить внимание на конкретные позиции, по которым мы готовы работать вместе с властями.

На местном уровне мы видим, что власти заинтересованы в развитии предпринимательства. Но сегодня и им не хватает ресурсов, некоторые объявленные преференции очень сложно применить на практике, это зона повышенного риска для местной власти. Надеюсь, что директива президента №4 разрешит, даст команду вертикали больше работать в этом направлении.

Многих сейчас волнует вопрос доведения до конца условий Таможенного союза. За последние 2-3 года многим нашим предпринимателям удалось доказать иностранным инвесторам, что в Беларуси удобно и выгодно создавать производство. Здесь наименее криминальная ситуация, меньше уровень коррупции, подавляющее большинство предприятий работает по легальным, открытым схемам, есть квалифицированный персонал, существует много заманчивых льгот и преференций для инвесторов. Это создало предпосылки для создания предприятий, переноса производства в Беларусь из Литвы, Латвии, Германии, Италии. Но им интересно работать на большой таможенной территории — на Россию, Казахстан. Сегодня инвесторы очень обеспокоены тем, будет ли союз, если не будет, то маленький белорусский рынок их не интересует. В последние годы к нам шли только потому, что производимый товар сможет распространяться на большой территории.

Если говорить о перспективных сферах, то многие направления бизнеса являются привлекательными. Причем ряд этих направлений вписывается и в планы государства. Например, сегодня у государства есть колоссальная потребность в экономии энергоресурсов — перевод предприятий на альтернативные источники энергии, оптимизация использования традиционных ресурсов. Это тоже возможность для малого бизнеса работать вместе с государством. Еще один пример — взаимодействие бизнеса с ЖКХ. У нас достаточно прогрессивное министерство, мы часто встречаемся с его представителями, с министром. Частный бизнес все более и более активно входит в эту сферу, снимая «головную боль» с государства. Также среди перспективных направлений — использование вторсырья, переработка отходов, все, что связано со сферой услуг, строительством. Очень важна сфера внедрения новых технологий. Малый и средний бизнес всегда был хорошо восприимчив к новым идеям.

В малых городах можно заниматься производством экологически чистых продуктов, а в крупных нам нужно создавать индустриальные парки.

Автор: Паховский Виктор, ИА «Интерфакс-Запад» специально для А-Блога


Вы должны войти чтобы оставить комментарий.