Альфа-Банк

«Альфа-Клик»: превосходя ожидания

Пришедший 5 лет назад на белорусский рынок Альфа-Банк уделяет особое внимание развитию электронных каналов как одному из наиболее перспективных направлений обслуживания клиентов. Интернет-банк для физических лиц «Альфа-Клик» был запущен 15 октября 2012 года. Этот день считается датой рождения Блока электронного бизнеса в Банке как самостоятельного направления. У истоков его создания стоял Андрей Косач, который входит в состав Правления Банка и является Руководителем по информационным технологиям и электронному бизнесу.

Об итогах первого года работы Электронного бизнеса в Альфа-Банке, грядущих перспективах и направлениях его развития А. Косач рассказал в интервью «А-Блогу».

Андрей Косач— Андрей, поздравляем вас с первой годовщиной Блока электронного бизнеса в Альфа-Банке. Вы довольны развитием направления и темпами воплощения идей?

— Спасибо за поздравление. Минувший год — это период становления в Альфа-Банке собственной системы дистанционного банковского обслуживания физических лиц, он был насыщен событиями и первыми достижениям. Главный итог – сейчас более 20 тысяч жителей Беларуси пользуются Интернет-банком «Альфа-Клик» и Мобильным банком «Альфа-Мобайл», к активным пользователям электронных каналов можно отнести около 15% от общего количества наших клиентов. Без лишней скромности – это очень приличный результат по сравнению с общим уровнем проникновения Интернет-банкинга в целом по банковской системе страны. Если бы год назад кто-нибудь спрогнозировал такой рост, я бы не поверил: наш бизнес-аппетит был в то время значительно скромнее.

— То есть услуга востребована. Как вы думаете, почему?

— Есть две основные причины. Первая — это функциональность и удобство наших решений. Вторая – наши клиенты ценят время и предпочитают дистанционное банковское обслуживание, которое позволяет человеку управлять своим счетом и совершать все платежи, не приходя в отделение. По сути, это банк «в кармане», в любое время и в любом месте.

— Услуги «Альфа-Клик» и «Альфа-Мобайл» появились не на «пустом месте» — они заменили «Интернет-банк» и «Мобильный банк» системы банковского самообслуживания (СБС). Удалось ли вам полностью заменить данные системы?

— Конечно, люди привыкают к определенному алгоритму действий, даже если он не самый эффективный. Понимая это, мы не могли сразу «отрезать» пользователей тех систем и поэтому решали двойную задачу: повторить функциональность заменяемых сервисов и параллельно предложить клиентам новый, более удобный сервис. Признаюсь, с первой задачей мы не справились на 100% из-за объективных технологических ограничений. Зато со второй задачей мы справились на «отлично»: мы не просто внедрили новую функциональность, но и предложили нашим клиентам ряд уникальных сервисов, которых не было у конкурентов, а отдельных сервисов нет и сейчас. Вот далеко не полный список того, чем мы гордимся:

  • расчетные листки о заработной плате в электронных каналах;
  • дистанционное открытие текущего счета и дистанционное заключение депозитной сделки;
  • мобильное приложение для смартфонов под управлением WindowsPhone;
  • система оповещения об операциях по счетам, к которым выпущены платежные карты, которая работает в том числе через социальную сеть Facebook и электронную почту.

 

— Список побед впечатляет. Но каким образом и за счет каких ресурсов Банк смог за короткий срок  добиться  таких результатов?

— ЗАО «Альфа-Банк» (Беларусь) является частью Консорциума «Альфа-Групп», как и ОАО «Альфа-Банк» (Россия). В российском Альфа-Банке накоплен колоссальный опыт и компетенции в области электронного бизнеса и уже в течение многих лет он является признанным лидером на российском рынке электронного банковского бизнеса. Поэтому в большинстве сервисов у нас не было нужды «изобретать велосипед», необходимо было всего лишь :) реализовать их в собственной технологической инфраструктуре. Но даже если у вас есть поддержка руководства, опыт, поддержка и решения коллег, без нацеленной на результат команды единомышленников ничего не получится. Наш успех является итогом совместной работы команды не только Департамента электронного бизнеса, но и юристов, ИТ-специалистов, операционных работников и сотрудников других подразделений. Наши достижения — это общий результат, в котором есть доля участия каждого: от акционера до рядового сотрудника.

Мобильный банк Альфа-Мобайл

— Вместе с тем, на 100% повторить функционал систем СБС не удалось. Что вы не смогли сделать и в чем причины этого?

— Мне, как пользователю электронных каналов, сегодня не хватает только одной функции, которой я раньше пользовался — это функция online блокировки/разблокировки платежной карточки. Отсутствие такой возможности носит исключительно временный характер, связанный с неготовностью нашего партнера, осуществляющего процессинг, обеспечить предоставление данного сервиса. Мы работаем над реализацией этой функции и планируем запустить ее в течение 2014 года.

Есть, конечно, и другие функции, которые не реализованы в наших решениях: например, произвольные платежи по реквизитам и прямые платежи в пользу поставщиков услуг, которые не зарегистрированы в системе «Расчет» (ЕРИП). И если реализация произвольных платежей входит в наши ближайшие планы, то прямых договоров на прием платежей в настоящее время Банк не имеет и не  планирует их заключать. Мы рекомендуем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям становиться «Поставщиками услуг» в системе «Расчет».

Хочу сделать небольшое отступление. Буквально на днях в Москве проходила ежегодная встреча представителей электронного бизнеса Банков Консорциума. На ней мы демонстрировали текущее состояние наших решений. Функциональность «Оплата одной кнопкой» вызвала у коллег из России, Украины и Казахстана настоящий восторг. Мы и ранее им рассказывали о системе ЕРИП, но когда они своими глазами увидели оплату 15 ежемесячных услуг всего за 3 минуты, многие в один голос вздыхали: «Нам бы ваш ЕРИП!». Поэтому, пользуясь возможностью, хочу высказать свое уважение и признательность всем, кто стоял у истоков создания системы, и тем, кто продолжает ее развивать и совершенствовать.

— Вы только что вернулись с форума Банков Консорциума. Расскажите, пожалуйста, об электронном бизнесе Банковской группы.

— Форум является ежегодным, проходит в формате обмена опытом и обсуждения планов на будущее. Здесь происходит взаимовыгодный обмен идеями и готовыми решениями. Конечно, Альфа-Банк (Россия) выступает основным драйвером развития, но и наши идеи находят применение у коллег, что не может не радовать. Если говорить об основных направлениях развития электронного бизнеса в Банковской группе, то они такие же, как во всем мире: мобильность, социальные технологии и стирание границ. Перед электронным бизнесом Альфа-Банка, независимо от страны, стоит одна задача: предоставить клиенту простой, понятный, удобный сервис в любое время в любой точке мира через любой канал.

— Давайте вернемся к вашим текущим проектам. Как проходит объединение электронных каналов Альфа-Банка с каналами «Альфа-Банк Финанс» (ранее ЗАО «АКБ «Белросбанк»)?

— Мы поэтапно переводим клиентов бывшего Белросбанка на продукты и решения Альфа-Банка. Результат – практически полная миграция. Вот факты, с которыми невозможно спорить: на 1 января 2013 года общее число пользователей электронных каналов у каждого из двух банков составляло менее 10 тысяч, на начало октября в объединенном Банке – более 20 тысяч.

— Неужели клиенты так легко перешли с одной системы на другую?

— Мне не хотелось бы, чтобы сложилось впечатление, что все у нас «без сучка и задоринки». Мы не смогли в текущем году полностью повторить функциональность, которая была доступна клиентам «Альфа-Банка Финанс». Мы об этом помним и продолжаем работать над совершенствованием своих продуктов.

— Что ждать от электронного бизнеса Альфа-Банка в перспективе? Каковы ближайшие планы и долгосрочная стратегия?

— В мае этого года была утверждена Стратегия развития электронного бизнеса Альфа-Банка до 2016 года. В документе определена карта проектов, которая предусматривает не только преодоление существующих технологических ограничений и исправление существующих недостатков, но и определяет основные направления развития.

Надо понимать, что конечной точки развития электронных каналов, в принципе, существовать не может. Для нас важно, чтобы клиенты были довольны, а для этого нужно быть футуристами: заглядывать в будущее, угадывать, какие функции будут востребованы нашими клиентами, что еще может понадобиться им для«полного счастья». Раньше клиентов интересовала исключительно функциональность решений, теперь все более решающую роль приобретают простота, удобство и доступность. Мы нормальные люди и понимаем, что есть вещи, которые не купишь за деньги: здоровье, любовь, дети — и поэтому мы стараемся, чтобы у наших клиентов оставалось больше времени на настоящую Жизнь, которую не нужно проводить в кассах и отделениях :).

Альфа-ЧекЕсли конкретно, то в конце октября предстоит очередное большое обновление наших электронных каналов, которое позволит пользователям «Альфа-Клика» изменять логин, давать имя шаблону платежа в  ЕРИП, появится возможность поиска поставщика в системе ЕРИП по реквизитам. Пользователям наших приложений Альфа-Мобайл для платформ iOs и Android станет доступен новый раздел «Мои карты», появится возможность подключения сервисов «Альфа-Чек» к картам клиента, станет доступна полноценная выписка по счетам и переводы: в пользу другого клиента, между счетами клиента с использованием QR-технологии и Р2Р-переводы по картам MasterCard, в том числе — международные.

Главная «изюминка» текущего года запланирована на декабрь. Команда электронного бизнеса делает все для того, чтобы последующее обновление «Альфа-Клика» произвело настоящий фурор на рынке, как среди клиентов, так и среди банков-конкурентов. Секрет пока открыть не могу, скажу лишь, что инновации востребованы рынком и мы идем в этом направлении.

На мой взгляд, мы сейчас живем и работаем в самое интересное время — период, когда изменения происходят чуть ли не ежедневно. Из моих последних впечатлений: приобретение компанией Microsoft бизнеса производства сотовых телефонов у компании Nokia. Кто мог это предположить еще 5 лет назад?! Причина произошедшего в том, что Nokia не уловила тенденцию рынка! И так во всем. Очень важно не просто чувствовать тенденцию, а предугадывать ее или еще лучше – создавать самим.

— Говорят, что «сапожник без сапог». А вы сами активно пользуетесь электронными каналами?

— Пользуюсь. При этом являюсь не просто пользователем, но еще и «тестировщиком» всех новинок, иногда для этих целей задействую и семейный ресурс. Жена — уже активный пользователь, а в ближайшее время моему сыну исполнится 18 лет, и он тоже станет пользователем «Альфа-Клика» и «Альфа-Мобайла». Заведем ему карточку Альфа-Банка (не исключаю, что кобрендовую «Гиппо-Альфа-Банк») и ежемесячно будем перечислять ему деньги, которые сейчас даем наличными. Пусть получает навыки самостоятельного управления финансами: чем раньше научится планировать свои доходы и расходы — тем более успешным человеком сможет стать.


Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

Обсуждение

  1. Горбунов Александр

    Одним из факторов стать вашим клиентом — это наличие мобильного приложения для Windows Phone. Хотелось бы, что обновления приложений проходили одновременно для трех мобильных платформ. В данной статье например говориться о том что Мои карты появятся для двух OS, а про WP забыли?

  2. Альфа-Банк

    К сожалению, будем вынуждены огорчить. В ближайшее время (примерно полгода-год) выход новых версий приложения Альфа-Мобайл под WP не запланировано. До того, как платформа не наберет достаточную популярность, приложение будет получать не все обновления, которые выходят для iOS/Android.