Альфа-Банк

Маэстро Спиваков: я связан с Беларусью тесными узами

spivakov_logo_alfabank

Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» пройдет в Беларуси 18-28 февраля уже третий раз. Альфа-Банк (Беларусь) традиционно является Генеральным партнером именного фестиваля Маэстро Спивакова в Беларуси. В преддверии фестиваля Владимир Спиваков дал эксклюзивное интервью для проекта Альфа-Банка «А-Блог».

 

 

— Владимир Теодорович, для Беларуси фестиваль – значимое культурное событие. А для Вас — чем выделяется белорусский проект на фоне других Ваших фестивалей?

spivakov_foto_ablog1— Для меня главное отличие в том, что на те фестивали (в Москву и Кольмар – прим.ред.) все приезжают ко мне, а здесь – я приезжаю в Беларусь. Я очень люблю Беларусь и связан с ней очень тесными узами – в стране существуют потрясающие музыкальные традиции, великолепный оркестр и выдающийся оперный театр.

Здесь удивительная публика. Расскажу такую занятную историю: на одном из прошедших фестивалей была ситуация – перед концертом ко мне подходит обеспокоенный директор филармонии и говорит: «Во дворе собралась толпа «металлистов» и хотят попасть на ваш концерт. Боюсь, как бы они дверь не сломали». Я вышел к ним, а они: «Хотим на концерт». Спрашиваю: «Вы спокойно будете сидеть?». Говорят, «да, не волнуйтесь». И вот всю эту компанию, где-то 80 человек, со всей атрибутикой, провели на сцену и в течение всего концерта, который давали «Виртуозы Москвы», эти «металлисты» тихо сидели на сцене и слушали классическую музыку.

В Беларуси также много хороших молодых музыкантов, студентов консерватории, которые являются стипендиатами моего благотворительного Фонда, также неоднократно мы хлопотали о стипендиях для молодых белорусских художников. С нашей помощью для Беларуси купили раритетную скрипку -  семнадцатого века, работы Андреа Гварнери.

 

— Билеты на фестиваль в Беларуси стоят недешево, но раскупаются за два месяца до его начала. Чем, на Ваш взгляд, объясняется такая тяга белорусов к высокому искусству?

— Я объясняю это доверием публики лично ко мне и моему проекту. Мы ни разу ни в чем не подвели и стараемся не подводить наших партнеров, а тем более публику. И белорусская публика нас ни разу не подводила. Получается, что у нас взаимное доверие. А если есть взаимное доверие, то появляется любовь, которая в глобальном смысле и является актом доверия.

 

— Как Вы оцениваете роль коммерческих структур в продвижении и проведении значимых культурных событий национального масштаба?

spivakov_foto_ablog6— Эта роль очень важна. Во всех странах есть спонсоры и меценаты. Это – проявление социальной ответственности бизнеса. К сожалению, ни в России, ни в Беларуси нет закона о меценатстве. Но государство должно поддерживать таких людей. Предприниматели, которые пришли к пониманию необходимости вложения денег в развитие культуры – это люди, которые поднялись на более высокую ступеньку эволюционного развития. Необходимо просто понять, что спонсор работает не только на свой имидж, гораздо в большей степени он работает на имидж страны, в которой развивается его бизнес. Ведь, посмотрите: когда происходят значимые культурные события — меняется воздух, атмосфера очищается в городе, семье, стране.

Наш Фонд получает традиционную поддержку от ряда коммерческих структур и это позволяет воплощать международные музыкальные проекты. Например, наши детские фестивали поддерживаются и частными спонсорами, при их помощи молодым музыкантам подарены несколько уникальных музыкальных инструментов.

 

— По какой причине расширена концепция фестиваля в Беларуси и в его программу включен балет?

— Это новые краски, новые грани фестиваля в Беларуси. Постановки, которые мы привезем, включают и классические, и современные прочтения. Это будет уникальное Гала-представление, в котором концептуально объединены лучшие танцовщики из лучших мировых трупп.

Особенно я хочу отметить балет Бориса Эйфмана. В конце января в Санкт-Петербурге, в Александрийском театре состоялась мировая премьера его балета «Реквием», который посвящен 70-летию полного освобождения Ленинграда от блокады.  Вообще, тема блокады Ленинграда для меня очень личная – моя мама была блокадницей. На премьеру приехал президент России Владимир Путин. И было видно, что президент был растроган постановкой, не просто так сидел, а был растроган…

 

— Какое из событий грядущего фестиваля в Беларуси лично для Вас наиболее близко и почему?

Для меня каждый концерт – это определенная жизненная веха. Я очень рад, что в Беларуси мы снова выступим вместе с Дмитрием Хворостовским – нас связывает давняя и искренняя дружба. Я доволен, что в фестивале примет участие Аркадий Володось – сегодня он один лидеров пианизма и мы с ним тоже давно дружим.

В Гомеле и Могилеве мы покажем нашу программу с фильмом Чарли Чаплина «Огни большого города» — эти города специально попросили  привезти именно эту программу. Мне этот проект близок очень высокой темой милосердия, любви, которая лежит в основе фильма и музыка к фильму стремится подчеркнуть эти вечные темы. Мы не меняем нот, но это все равно интерпретация, что-то мы подчеркиваем, укрупняем…Обратите внимание, что при исполнении я единственный человек, который может видеть экран, на котором демонстрируется фильм. Музыканты сидят спиной к экрану. Такой проект можно реализовать только с этим уникальным оркестром, ведь музыкантам необходимо очень чутко реагировать на любое движение дирижера.

 

— В чем секрет такого единения дирижера и оркестра?

Секрет очень прост — он заключается в уважении и любви к людям. Секрет в том, что нельзя унижать людей.

 

— Какой может быть программа идеального, на Ваш взгляд, фестиваля «Владимир Спиваков приглашает»?

spivakov_foto_ablog3Для меня каждый фестиваль – это движение вперед и поэтому закостеневшего, застывшего фестиваля не будет – ни в Беларуси, ни в Москве, ни в Кольмаре. Фестиваль – это живой организм.

Все большее значение для меня приобретает тема христианства, ведь и Россия, и Беларусь – христианские страны. Я очень рад, что в рамках фестиваля в Беларуси состоится концерт «Час Баха» , который, к сожалению, мы достаточно редко исполняем. Эта программа состоит из духовных произведений, арий, обращенных к Господу.

Могу сказать только одно – именные фестивали Спивакова будут бережно хранить традиции и развиваться, привносить новые краски. Мы благодарны нашей публике, доверию, которое нам оказывается и будем работать, чтобы подтверждать это доверие каждым выступлением.


Вы должны войти чтобы оставить комментарий.