Павел Лоло: Проблемы кино нужно решать глобально

Павел Лоло знает толк в кино. Представитель крупнейшей российской компании «Централ Партнершип», которая занимается дистрибуцией и производством теле- и кинофильмов, рассказал в «А-Блоге» о проблемах белорусского кинематографа и объяснил, почему самые дорогие кинокартины «Беларусьфильма» не окупаются.

В том виде, как сейчас, белорусский кинематограф существовать больше не может. Для того чтобы он существовал, должна произойти смена сознания, выработан иной подход к бизнесу, взяты мастер-классы у российских и европейских продюсеров и режиссеров, а после этого все наработки должны быть применены на практике. Что такое кино? Это не только работа режиссера, киностудии и актера. Кино подразумевает огромную ответственность — ответственность за деньги, которые в него вкладываются. Фильм нужно не только сделать, но и продать, донести до масс, а не решать все эти проблемы в административном порядке.

Должно ли государство финансировать кинематограф? В том или ином виде оно поддерживает кинематограф везде. Но государство может выступать в роли финансиста, а никак не продюсера. А финансирование подразумевает, что ты вложил деньги и получил их обратно, желательно с какой-то прибылью. Государство вправе оказывать поддержку, но не на сто процентов. А если деньги просто выделены на какие-то безымянные проекты, то никто ответственности за них не понесет. В данном случае, на мой взгляд, государство растлевает творцов: режиссеров, сценаристов, продюсерские объединения.

Белорусский кинематограф сегодня все еще как-то существует, только благодаря государству. В Беларуси есть всего один-два человека, которые готовы не просто найти деньги, но и положить под них голову. Потому что они и только они несут ответственность за свой проект. Может быть, продюсер не понимает, что такое кино? Ведь очень часто большую ответственность по старинке возлагают на режиссера, хотя это не его дело, как фильм будут продвигать на телевидении и в кинотеатрах. Вообще в современном мире кинематограф — это больше бизнес, нежели искусство. Но для того, чтобы белорусский бизнес поддерживал кинематограф, нужно очень любить кино и понимать, что не всегда вложенные деньги будут возвращены. Они могут не вернуться вообще или вернуться частично в случае, если фильм окажется неуспешным.

Дорогостоящие фильмы «Волки» и «Масакра», которые были сняты на «Беларусьфильме» за несколько миллионов долларов, никогда не окупятся по той простой причине, что такое кино не может окупиться только в Беларуси. Фильмы нужно рассчитывать еще и на СНГ. К сожалению, это кино не зацепит наших соседей, потому что оно ограничено прокатом. Это больше авторское кино, людям попросту неинтересна эта тема. Для того чтобы фильм окупился, существует определенная математика. Как правило, кинотеатры получают 50% от проката. Какие-то деньги идут дистрибьюторам, и половину получает продюсер. И это при условии, что примерно 500 тысяч долларов еще нужно вложить в рекламу, потратиться на маркетинг, печать копий. В Беларуси «Волки» и «Масакра», к сожалению, будут неинтересны. И я не знаю ни одной компании, которая бы взяла их в прокат.

Успеха фильма никто не гарантирует. Но нужно просто четко понимать, что хочет кинозритель, чувствовать это. Хотя каждый продюсер на сто процентов уверен в успехе своего фильма, у зрителя же есть своя точка зрения.

Чтобы улучшить ситуацию кинопроизводства, в Беларуси должна появиться определенная связка профессионалов, головой которой должен быть продюсер — тот, кто генерирует идеи, подтягивает сценаристов, режиссеров, актеров и отвечает за дальнейшее продвижение продукта. Кто мешает развитию кинопроизводства в Беларуси? Никаких преград со стороны государства и госпредприятий нет. Было бы желание. Такому бюджету, который выделяется на белорусский кинематограф, могут позавидовать даже в России. Просто людей нельзя заставить работать, если у них не хватает умения и собственных идей. Когда я был на встрече президента с творцами, звучали нелепые претензии в сторону государства. Люди жаловались на то, что у кого-то нет комнаты, кому-то машину не дали… Проблемы нужно решать глобально. Хочешь сделать кино — кто тебе мешает? Сценаристы плачутся, что их работы не покупают. Напиши хороший сценарий — купит «Централ Партнершип», «Парадиз». Ну а если ты пишешь себе в ящик, то пиши дальше. Но не ищи виноватых, потому что настоящего творца никто не может «зажать».

Оцените статью
А-Блог