Большую роль логистики в эффективной деятельности компании сегодня уже никто не отрицает, тем более, что Беларусь благодаря своему географическому положению оказалась в центре важных транспортных потоков. О том, как развивается белорусский рынок грузоперевозок, особенностях национальной логистики и влиянии кризиса на отрасль в интервью А-Блогу рассказал директор ИП «АсстрА Вайсруссланд» (группа компаний AsstrA Associated Traffic AG) Олег Быков.
В последние полтора года часто говорят о необходимости оптимизации бизнеса, в том числе и грузоперевозок, снижения их стоимости, развития логистики. Насколько логистика развита в Беларуси и каков потенциал ее развития в нашей стране?
— Логистика в Беларуси находится на стадии формирования. Находясь в центре грузопотоков, проходящих с севера на юг и с запада на восток, мы пока остаемся в стороне от процессов интеграции в международные логистические сети, а ведь у Беларуси есть огромный потенциал для развития логистики. Необходимо создавать многофункциональные логистические центры, которые по цепочке потянут за собой сопутствующие услуги: банковские, услуги связи, таможни, страховых компаний, сервисного обслуживания автомобилей и т.д.
Радует, что в последнее время государство начало уделять этой отрасли должное внимание, поэтому надеюсь, что скоро отрасль выйдет на более высокий уровень.
Что касается стоимости грузоперевозок, то она сейчас минимальная, практически все перевозчики завершили прошлый год с убытками и дальше цена снижаться не будет. Однако есть предпосылки прогнозировать рост цен, потому как до настоящего времени между компетентными органами России и Польши не достигнута договоренность об обмене разрешениями (дозволами) на 2010 год. Если не будет решен вопрос с разрешениями, то перевозчики России и Польши не смогут въезжать на территории друг друга.
Как кризис повлиял на грузоперевозки? Можете ли поделиться своим рецептом выхода из кризиса / эффективной работы в условиях кризиса?
— Безусловно, кризис повлиял на снижение спроса на грузоперевозки. За прошедший год объемы грузоперевозок сократились минимум на треть и как результат цены на перевозки снизились, мелкие перевозчики разорились и ушли из этого бизнеса, либо переориентировались на другие направления.
Чтобы удержать свои позиции на рынке и максимально нейтрализовать воздействие кризиса на нашу компанию, мы максимально оптимизировали свои затраты, расширили продуктовый портфель новыми предложениями, ещё больше повысили качество предоставляемых услуг для своих постоянных потребителей и активно занялись проработкой потенциальных потребителей, более-менее устойчивых к кризисным тенденциям.
Какие транспортные коридоры и направления наиболее оптимизированы? И на каких направлениях необходимо активнее развивать логистику?
— У нас наиболее оптимизированы маршруты между Польшей, Германией, странами Балтии и Бенилюкса, Италией, Францией, Скандинавией и Россией, Беларусью, Украиной, Казахстаном.
Так исторически сложилось, что именно эти регионы являются для нас приоритетными. В любом случае, транспортный бизнес всегда ищет пути оптимизация затрат и логистических решений, находится в постоянном развитии, самосовершенствовании.
Активнее развивать логистику необходимо в направлениях из Чехии, Венгрии, Словакии, Словении и Турции в страны СНГ. Это обусловлено тем, то за последние десятилетия многие ведущие мировые компании сконцентрировали там свою производственную базу. Также огромные возможности существуют в набирающей обороты Индии и, конечно же, мировом производственном цеху — Китае!
В чем особенность белорусского рынка в сфере логистики? Насколько руководители компаний, заказчики грузоперевозок, осознают важность логистики?
— Важность логистики для руководителей компаний подчеркивается не вымышленной погоней за модными тенденциями, а реальной выгодой, выраженной в снижении издержек, получаемой от внедрения решений по оптимизации логистических цепочек. Это также и серьезное преимущество в конкурентной борьбе, ведь при правильно и профессионально спланированной логистической деятельности обеспечиваются своевременные поставки товаров, а значит, и удовлетворение заинтересованных сторон (потребителей, покупателей).
Если говорить кратко об особенностях белорусского логистического рынка, то, по-моему, он находится на стадии выжидания. Т.е. определенная конъюнктура уже сформирована, но инвесторы и новые участники сейчас анализируют ситуацию и прогнозируют ее улучшение с точки зрения законодательной базы.
Какие наиболее серьезные барьеры существуют на пути оптимизации грузоперевозок и насколько они решаемы?
— В качестве факторов, сдерживающих развитие сферы грузоперевозок, можно выделить следующие:
- сложность таможенных процедур;
- проблемы функционирования и обустройства транспортных коридоров;
- недостаточный уровень развития логистической инфраструктуры;
- отсутствие преференций за пределами страны: у нас нет перспективных межгосударственных соглашений, позволяющих выйти на российский рынок. Нас постоянно ограничивают квотами и, как результат, многие белорусские перевозчики регистрируются в России и соответственно налоги платят уже не в нашу казну, получая тем самые те самые преференции, которых нам не хватает.
Насколько велика конкуренция на рынке логистических услуг в Беларуси?
— На рынке Беларуси имеет место достаточно сильная конкуренция по оказанию транспортно-экспедиторских услуг. Большинство компаний ориентируются в основном на страны Европы и СНГ. Немногочисленные компании готовы предоставлять услуги грузоперевозок в страны Северной и Южной Америки, Австралии, страны Азии. В некотором роде причиной такой ситуации на рынке может быть отсутствие таких потребностей у белорусских компаний, прибегающих к услугам грузоперевозчиков.
Можно говорить о том, что у многих компаний отмечается стремление к расширению ассортимента собственных услуг, включающих не только грузоперевозки различными видами транспорта, но и возможность оказания услуг, связанных с таможенным оформлением, страхованием, возможностью перевозить различные по степени сложности и опасности грузы.
Какие изменения произойдут на рынке грузоперевозок в связи с тем, что с 1 июля начнет полноценно работать единая таможенная территория Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана?
— На рынке грузоперевозок существенные изменения вряд ли произойдут. Разумеется, проявят себя как преимущества, так и недостатки вступления в силу таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
Упроститься процедура пересечения границы Беларуси и России. Устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства приведет к увеличению потока грузоперевозок внутри таможенного союза. Но сами грузоперевозки регламентируются разрешительной системой. Вот о ней пока ничего неизвестно. Если будут понятны правила работы российских, белорусских и казахских перевозчиков, тогда можно и прогнозировать возможные изменения.
Что касается сферы таможенных услуг, не исключено, что с введением новых правил игры на рынке национальные таможенные агенты могут исчезнуть, останется лишь небольшое количество участников, что может привести к увеличению стоимости оказываемых услуг.
Автор: Сергей Киеня, ИА «Интерфакс-Запад» специально для А-Блога