Белорусы смогут рассчитываться в магазинах без карт и наличных

Первый заместитель главы правления Нацбанка Беларуси Александр Егоров рассказал, что с середины следующего года в стране планируется ввести новый способ оплаты товаров. Торговые сети будут обязаны предоставить такую возможность покупателям.

Новый вид оплаты в магазинах

Речь идет о QR-платежах. Это означает, что на кассах можно будет считывать код и проводить оплату через банковское приложение на телефоне. Егоров уточнил, что пилотный проект с некоторыми банками и торговыми организациями планируется реализовать до конца нынешнего года.

Первый зампред Нацбанка отметил, что сначала нововведение будут внедрять в крупных сетях, а потом – в магазинах поменьше. Постепенно будет увеличиваться обязательность для всех точек торговли и сервиса.

QR-коды для ИП

Александр Егоров сообщил, что Министерство по налогам и сборам Беларуси работает над переводом на QR-платежи индивидуальных предпринимателей. Это может произойти даже раньше, чем введение такой системы в торговых сетях.

После внедрения данной схемы ИП смогут принимать платежи без использования кассового и эквайрингового оборудования. То же самое касается самозанятых. Единственным препятствием остается скорость разработки необходимого программного обеспечения на стороне Нацбанка и МНС.

Цифровой рубль и ИИ в банках

Александр Егоров рассказал и о других планах Нацбанка, например, о внедрении цифрового белорусского рубля. По его словам, в середине 2026 года планируется приступить к тестовым платежам, а к концу того же года – внедрить систему в промышленную эксплуатацию. Сначала это будут платежи бюджетных расходов, затем – трансграничные, в сотрудничестве с Россией.

Еще Нацбанк планирует обеспечить использование искусственного интеллекта в белорусских банках. Там считают, что это поможет сократить издержки, повысить производительность труда. Егоров уточнил, что в некоторых коммерческих банках уже отрабатываются соответствующие кейсы. Там внедряют ИИ во внутренние процессы и операционную деятельность, в том числе для анализа действий клиента и предложения соответствующих продуктов, а также минимизации рисков кибермошенничества.

Оцените статью
А-Блог