Есть три значимые отрасли экономики, в которых белорусский бизнес имеет потенциал и предпосылки для развития: а) продукты питания (включают технологии питания — например, спортивное, диетическое и т.д.); б) медицина и здоровье; в) образование. Уже сегодня реальность такова, что любая отрасль экономики (включая перечисленные выше три) , любая компания будет повержена конкурентами, если не будет основываться на цифровых технологиях и применять IT-компетенции. Это отметил Юрий Гурский: «Сегодня любой бизнес становится IT-бизнесом. Если IT-компетенции не будут приходить в бизнес, то такой бизнес перестанет существовать «. „Цифровизация“ означает в нынешнем мире то, что означала в своё время индустриализация.
В Беларуси есть успех Парка Высоких Технологий. Путь, пройденный белорусскими IT-компаниями за несколько лет, впечатляет, но надо понимать, что это только начало эпохи цифровизации, которая будет длится не менее 100 лет. Пять лет назад, выступая на аналогичной конференции, я говорил, что нужно создавать „ПВТ-2“, который был бы инкубатором для молодых компаний, привносящих цифровые технологии в вещественный мир — способные создавать новый востребованный продукт в сфере создания новых материалов, технологических процессов, конструирования. Сегодня мы увидели, что такая компания появилась — EnCata — и доклад Олега Кондрашова вызвал огромный интерес у всего зала. Потребность в инженерном, технологическом сервисе материализовалась благодаря частной предпринимательской инициативе.
Особенностью нашего культурного кода является то, что мы умеем находить и использовать ресурс, который другие ресурсом не считают, и создавать решения там, где другие не видят решения. Этот культурный код мешает в конвейерной экономике, но дает огромное преимущество в инновационной деятельности. Поэтому цифровизация дает перспективу и возможности белорусскому бизнесу для того, чтобы отвоевать долю рынка и выйти на лидирующую роль на региональном и мировом рынках.
У нас, как и во всём мире, не более 15% людей способны четко понимать свои цели, придумывать новое и упорно достигать намеченного. Это не обязательно предприниматели, это могут быть люди, любящие свою профессию, увлеченные своей профессиональной деятельностью. Есть такое шуточное понятие „теории гвоздей“, которое касается Японии (и не только!): если человек с детства нестандартно мыслит, „высовывается“, проявляет инициативу — то его, как торчащий гвоздик, „забивают молотком“ — то есть общество форматирует людей по своему стандарту. Так поступает любое общество, тем не менее в силу разных причин такие люди-»гвозди» всё равно появляются. Именно для таких людей Альфа-Банк работает, создаёт продукты и сервисы. Мы первыми среди банков выпустили новое приложение — мобильный банк «Альфа Бизнес Мобайл», с которым предприниматель теперь может платить, совершать операции прямо со своего смартфона. Мы создаем новые возможности для бизнеса: у нас работает «Клуб Клиентов» — первое в стране В2В сообщество, проводим актуальные тематические конференции — что нужно знать и делать в турбулентное время, содействуем знакомству между предпринимателями, обмену идеями, созданию между нашими клиентами новых партнерств. Сейчас мы работаем над «Академией Стабильного Бизнеса» — образовательным проектом для собственников компаний Малого и Среднего бизнеса. «Ты — гвоздь нашей программы!» — вот что Альфа-Банк хочет сказать белорусскому предпринимателю.
Алексей Загарин. Заместитель Председателя Правления ЗАО «Альфа-Банк» (Беларусь)